Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Испытание Гилберта Пинфолда

Ивлин Во

  • Аватар пользователя
    Аноним20 ноября 2018 г.

    Их ждали трудные испытания. Пусть поспят, пока есть возможность.

    Как неторопливо начинается книга. Описание сельской жизни, чудаковатых соседей, быта семьи главного героя, краткой его биографии и предпочтений. Такое сонное и мирное существование, единожды нарушенное приездом журналистов. И с этого приезда начинается основное действие: главный герой, который мешает алкоголь с бромидом и хлоралом и вдобавок принимает какие-то серые таблеточки неизвестного происхождения и состава, пускается в путь на корабле. Там он намеревается подправить своё здоровье и продолжить написание книги. Другие путешественники на корабле ему незнакомы, и общение с ними строго регламентировано правилами приличия. В целом обстановка для творчества прекрасная, но не забываем об адском коктейле, которым себя отравлял Гилберт Пинфолд на протяжении нескольких недель.
    Завязка истории предполагает много трэша и испанского стыда. Герой под наркотиками будет творить всякий неадекватный бред, попадать из-за этого во всё более дикие истории, и закончится это всё бесконечным психозом/подорванной репутацией и больницей/ внезапным твистом, в котором мистер Пинфолд окажется жертвой дикого заговора. Так думала я. И вот трэша не хватило совсем, как будто сонное царство, насколько оно может быть таковым в предполагаемых герою обстоятельствах, перенеслось и на корабль. Не хватило интриги: довольно быстро стало ясно, что всё происходящее последствия наркотиков и изначальной склонности героя к параноидальности, недоверию. Более того, ближе к концу книги я поняла, что твистом для меня стало отсутствие какого-либо твиста. История разворачивается настолько ожидаемо, что ты никак не можешь этого ожидать (ладно, не буду обобщать, конкретно я такого не ожидала). И всё как-то очень гладко. Ты ждёшь: «Ну вот сейчас он проколется, вот сейчас он сболтнет или сделает что-то совсем странное, выходящее за рамки, вот-вот и он начнёт поступать неразумно, ну пожалуйста». А ничего этого не происходит. Герой прекрасно справляется с ситуацией, не совершает диких поступков и остается максимально, насколько возможно в такой ситуации, разумным. Забавно при этом, что взаимодействие персонажей на корабле (я имею ввиду взаимодействие реальных людей, а не галлюцинаций) полностью соответствует тем правилам общения, которые описаны в книге Кейт Фокс «Наблюдая за англичанами». А я-то думала, что у неё всё утрировано.
    Итак, эта книга не дала мне трэша, но это исключительно проблема моих ожиданий, потому что книга не про трэш, не про глубины безумия и влияние наркотиков на жизнь человека. А вот про что она, я понять пока не могу, т.е. фактически сейчас «Испытание Гилберта Пинфолда» для меня такой мета-детектив. Я рыскаю по книге и выискиваю моменты, которые помогут собрать картину воедино. Из названия понятно, что человек переживает испытание, он борется со своей собственной психикой, изменившей ему (хотя, по сути, особой борьбы мы не видим, это, скорее наблюдение и редкие попытки защиты), но впечатления, что борьба тяжела, не возникает, более того, кажется, что мистер Пинфолд воспринимает происходящее, как в худшем случае досадное недоразумение, мелкую неприятность типа постоянно жужжащей мухи. Не думаю, что Ивлину Во не хватило бы мастерства передать более сильные эмоции (ужас, отчаяние, безысходность, ярость), если бы предполагалось, что герой должен их испытывать. Если это и испытание, то либо оно слабовато, либо мистер Пинфолд, будучи сдержанным и ироничным английским джентельменом, не способен на более яркие и сильные эмоциональные проявления и поступки. И ладно, предположим, что это действительно история про то, как разумный (хотя, ну как разумный человек может одновременно принимать снотворное, алкоголь и таблетки неизвестного происхождения?) и не очень эмоциональный человек, смог справиться со своим параноидальным бредом и галлюцинациями, в процессе и после подвергая себя самоанализу. Всё складно и логично, но остаются вопросы, на которые лично я не могу найти ответы.
    Почему галлюцинации у главного героя прекращаются в тот момент, когда жена окончательно опровергает возможность реальности происходящего на корабле? Как-то это не очень реалистично. Если галлюцинации и параноидальный бред оказались настолько нестойкими, что были практически мгновенно побеждены женой, то каким образом они продержались так долго? Если они закончились, потому что психика вновь вернулась в норму (химические связи в мозге вернулись в норму?), то как-то уж очень это совпало с разговором. Получается, что жене Гилберт настолько доверяет, что ей удалось парой предложений победить голоса в его голове. Романтично, конечно, но как-то не верю я в такую трактовку.
    Дальше:
    «Если я сам поставлял Ангелам всю информацию, почему же я наговорил им столько чуши?». Меня этот вопрос тоже крайне смущает. Почему галлюцинации оказались такими снисходительными к Гилберту? Почему они не били по больному? Это таким образом бессознательное мистера Пинфолда защищалось от самого же себя? Или эти голоса – это просто доведенные до абсурда образы врагов и одной обожательницы, которые и не могли знать всей правды о Пинфолде? Но больше всего меня интересует следующее: зачем автор сделал акцент на этом вопросе («Он и не поймет, и никто другой не даст ему удовлетворительного объяснения»)? Ведь сам по себе вопрос имеет массу ответов, психоаналитики накидают вам кучу интерпретаций.
    Что такого важного в том, что герой не может понять, почему голоса несли чушь? Может ли это быть намёком на то, что это всё-таки были какие-то неведомые эксперименты, а не галлюцинации? Или это история о том, как хорошо, когда у тебя сильные защитные механизмы, способные спасти тебя от ужасов бессознательного, даже в случае дикого смешения химии в крови? Я не понимаю.
    В итоге во мне сидит заноза и зудит голос, который говорит: «Не может быть всё так просто, копни глубже, почему акцент именно на этом?» (прекрасно, что параноидальность от Пинфолда передалась и мне). И вечное и неистребимое со школьных уроков литературы: «Что же хотел сказать всем этим автор?».
    P.S. Перечитала рецензию, и получилось, что написала я её не для тех, кто решает читать или нет, а для тех, кто уже прочитал и может высказать свои соображения по поводу истории. В любом случае знание сюжета, на мой взгляд, в данном случае не сильно убивает удовольствие от прочтения.
    P.P.S. Концовка книги прекрасна!

    7
    241