Рецензия на книгу
Бесы
Федор Михайлович Достоевский
smd7819 ноября 2018 г.Успокойся, бес с тобой.
Слушайте, я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтоб испытать ощущение, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают! (Петр Верховенский Ставрогину)Бесы повсюду. Они с нами и вокруг нас. Бесы обходительные, очаровывающие, льстивые, бесы наглые и скромные, мудрые и терпеливые - какие угодно. Всякому обществу во всякое время свои бесы и бесята, свои формы и приемы - сгодится всё, оглянись - бесы правят бал!
Сквозь весь роман проходит мысль о спасении от «путающих» бесов через принятие бога и единение с ним. Нравственное воспитание, четкие ориентиры и твердая жизненная позиция необходима.
Отсутствие коренного духовно-нравственного стержня и подлинно великого начала жизни обуславливает, по логике автора, формирование неполного, незаконченного, "недосиженного" человека способного на неоднозначные действия (Б.Н. Тарасов).Позже, в речи произнесённой Ф. М. Достоевским в июне 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности в виде обращения западников, также указывается нависшая над Россией угроза:
Собственно же народ наш нищ и смерд, каким он был всегда, и не может иметь ни лица, ни идеи. Вся история народа нашего есть абсурд, из которого вы до сих пор черт знает что выводили, а смотрели только мы трезво. Надобно, чтоб такой народ, как наш, - не имел истории, а то, что имел под видом истории, должно быть с отвращением забыто им, всё целиком. Надобно, чтоб имело историю лишь одно наше интеллигентное общество, которому народ должен служить лишь своим трудом и своими силами.. ..Образование же его мы оснуем и начнем, с чего сами начали, то есть на отрицании им всего его прошлого и на проклятии, которому он сам должен предать свое прошлое. Чуть мы выучим человека из народа грамоте, тотчас же и заставим его нюхнуть Европы, тотчас же начнем обольщать его Европой, ну хотя бы утонченностью быта, приличий, костюма, напитков, танцев, - словом, заставим его устыдиться своего прежнего лаптя и квасу, устыдиться своих древних песен.. .. Одним словом, для доброй цели мы, многочисленнейшими и всякими средствами, подействуем прежде всего на слабые струны характера, как и с нами было, и тогда народ - наш. Он застыдится своего прежнего и проклянет его. Кто проклянет свое прежнее, тот уже наш, - вот наша формула!Всем неравнодушным.
251,4K