Рецензия на книгу
Death Comes to Pemberley
P. D. James
Аноним19 ноября 2018 г.Бедный мистер Дарси
Его не оставляло предчувствие, что какая-то опасность угрожает Пемберли, хотя он не смог логически обосновать, в чем может проявиться опасность.Бедный, бедный мистер Дарси. 10 тысяч фунтов годового дохода и пламенный аристократизм не уберегли его от позора начала 21 века. Стоило в литературном мире наметиться кризису идей, как молодые амбициозные авторы живо сообразили, что можно безнаказанно использовать для своих письменных упражнений великих персонажей, срок действия авторских прав на которые давно истек. Теперь мистеру Дарси приходится сражаться с полчищами зомби, проводить время в постели с женой и даже принимать мохнатое обличье мопса.
Остается только один вопрос. Что в этом балагане фанфико-ремейков забыла знаменитая английская детективщица Ф.Д. Джеймс?До книги "Смерть приходит в Пемберли" Джеймс вела вполне самодостаточную и успешную жизнь популярного писателя. Из-под её пера вышло несколько десятков романов, она получила дворянский титул из рук самой английской королевы... а потом вдруг на старости лет возжелала посягнуть на наследие своей соотечественницы Джейн Остин.
Трудно сказать, что толкает людей на мутный путь переосмысления чужого творчества. И невыносимо стыдно наблюдать, как эти потуги ничем толковым не заканчиваются.Элизабет и Дарси счастливо живут в Пемберли, обрастая идиллическим деталями деревенского существования крупного поместного аристократа. Они с удовольствием принимают у себя одних родственников (Джейн с мужем и мистер Беннетт) и категорически отлучают от дома других (Лидия со своим капитаном Уикхемом). Когда в лесу на территории Пемберли происходит убийство офицера, а главным подозреваемым в нём становится Уикхем, все чаяния благородного семейства направлены вовсе не на то, чтобы найти истинного убийцу и восстановить справедливость, а исключительно на преодоление боязни покрыть себя позором, когда на суде начнут выяснять подробности семейных взаимоотношений и заставят отвечать на вопрос, почему кое-кому в этом доме не рады.
Даже если забыть про то, что книга совершенно не похожа на нормальный детектив, а всё расследование сводится к беседе с одной семьей и длинным описаниям судебного разбирательства, заинтересовать читателя этому тексту практически нечем. Первоначальная радость от встречи с приятными героями быстро уступает место разочарованию. Дарси показан тут рефлексирующим по всякому поводу нытиком, а Элизабет скучна, как покрытый пылью, задвинутый в угол резной сундук - когда-то красивый, но ныне замыливший глаз и не способный показать ничего нового. Приятное разнообразие вносит лишь по-прежнему приятно ироничный мистер Беннетт, но его в романе (как и иронии в целом) так мало, что эти редкие проблески остаются малозначительными деталями на общем фоне невыносимо нудного повествования.
Ближе к финалу, наскоро разобравшись с тайной убийства никому не интересного офицера, Джеймс наконец приступает к главному, ради чего, кажется, и писалась эта книга. Прямым текстом провозгласив: "Ни один самый талантливый писатель не смог бы убедительно описать, как за такой короткий срок можно смирить гордость и преодолеть предубеждение", и пнув таким образом Остин, автор в эпилоге заставляет героев подробно проговорить мотивы своего поведения в "Гордости и предубеждении".
Неужели Джеймс так сильно угнетала тема недосказанности в аргументации их поступков, что ради этого стоило писать целую книгу? Может, поэтому в романе такая вялая интрига, что за ней не интересно следить, и испорченные оригинальные герои, за которыми не интересно наблюдать? Потому что они для авторы были не самым главным?..
Не знаю, но выглядит всё это откровенно странно.
Здесь были заинтересованность и ответственное отношение, но отсутствовали волнение и моменты высокой драмы, и ему пришлось согласиться, что Клитероу прав: исход дела был предрешен.Приятного вам шелеста страниц!
503K