Рецензия на книгу
Облачный атлас
Дэвид Митчелл
Аноним14 ноября 2018 г.Давным-давно, когда земля была круглой, а ваша покорная слуга увлекалась исключительно русской классикой и детективными сериалами, мне в кинотеатре совершенно случайно показали только вышедший на экраны "Облачный атлас". Все, что мне тогда запомнилось - полнейшая неразбериха, много одинаковых китайских девочек, однополые отношения (о ужас, однополые отношения!) и восторженные глаза пришедшей со мной и взирающей на все это безобразие с искренним восхищением подруги. С тех пор земля успела поменять объем и форму раз так -дцать, вместе с многим и многим иным. Так что, наткнувшись в библиотеке на знакомое название, я подумала - отчего бы нет? И с приличествующим случаю рвением взялась за увесистый томик.
Дело было, кажется, ясным субботним утром. Очнувшись в сумерках воскресенья, я обнаружила себя с прочитанной третью книги и совершенно заброшенными срочными и важными делами. Н-да, подумала я, сэр Дэвид, а ведь сутки назад я даже не знала вашего имени!
История рассказывает нам о шести незнакомцах, друг за другом проживающих свои жизни в неспешном ритме повествования. Плывущий по Тихому океану американский нотариус Адам Юинг, столкнувшийся с кучей социальных проблем 19го века, включая притеснения темнокожего населения белыми "миссионерами", войны коренных племен друг с другом, несправедливость и насилие в отдельно взятой прослойке и так далее. Капля в океане, тщетная попытка что-то изменить. Дневник жизни, рассказ о том, как слетает с глаз пелена безоблачности, чуть не приведшая к смерти. Дневник как крик души.
Дневник, который в перерывах между выслушиванием капризов больного композитора с отвратительным характером, торговлей собственным телом и потрясающей музыкой, читает молодой английский повеса Роберт Фробишер. Его письма к единственной его настоящей любви - гению-математику Руфусу Сискмиту - нескончаемый поток эмоций, как могут существовать только чрезвычайно одаренные люди. Каждый шаг, каждый вздох - как на острие ножа, полной грудью, отдаваясь всему до конца. До такого скорого и такого неизбежного конца.
Неудивительно, что его секстет "Облачный атлас" - самое изумительное музыкальное произведение, когда-либо слышанное молодой журналисткой Луизой Рэй, однажды в лифте застрявшей на несколько часов с профессором Сиксмитом, подкидывающим Луизе сенсационную новость о заговоре в крупнейшей атомной корпорации побережья.
А в Великобритании, тем временем, проходит Страшный суд над Тимоти Кавендишем - издателем, которого по стечению обстоятельств упрятывают в дом для престарелых. Комедия положений, рука помощи в, казалось бы, безвыходной ситуации. И родимое пятно в форме кометы между ключицей и лопаткой. И рукопись "Периоды полураспада. Первое расследование Луизы Рэй" - невероятная, но могущая стать прибыльной история, которую можно и опубликовать - выбраться бы отсюда.
Корея, страна победившей корпократии. Тоталитарное общество потребления, генетические модификации, выращивание полностью подконтрольных клонов для обслуживания нужд потребителей. Допрос Сонми-451, вознесенной фабрикантки, чье имя приговоренно к тому, чтобы стать бессмертным. Взгляд участницы событий, но словно бы со стороны - анализирующий и не смягчающий углов. Страшная в своей безнадежности история.
Рассказ старика Закри о событиях, произошедших много лет назад. О том, как богиня по имени Сонми позволила ему заглянуть за край обыденной жизни, узнать тайную правду. Рассказ о Видящей с родимым пятном. О том, что может случиться с миром, если человечество пойдет не по тому пути.
И заново - от конца до самого начала. Капли в океане. Облака на небе. Атлас, соединяющий судьбы. Облачный атлас.
Резюме: И говорить больше ничего не стану. Это великолепное произведение, изумительное, прекрасно написанное. Про него нужно думать. И фильм пересмотреть, обязательно. По-моему, там чрезвычайно милый Фробишер.
4742