Рецензия на книгу
Овод
Этель Лилиан Войнич
Kinokate91113 ноября 2018 г."Оу, это было сильно!" - подумала я, дочитав книгу, при этом пытаясь сдержать слёзы (как человек, который никогда не плачет над книгами). Сказать, что я не ожидала таких эмоций от этого романа, это ничего не сказать. Произведение меня обмануло. Я-то рассчитывала на романтическую историю о любовных отношениях, которые, конечно же, претерпевают трудности, испытания и лишения на фоне разворачивающихся событий, но тем не менее являются центральным звеном. А мне в серьёзной форме рассказали о силе человеческого духа, о преданности идее, о сохранении мужества в любой ситуации. Вся романтическая часть, на которой акцент совершенно не ставился, сводилась не к любовной истории, а именно истории о любви. И, парадокс, мне понравилось быть обманутой.
Книга условно делится на две части: история Артура и дальнейшая жизнь Овода. И уже в конце первой части ты настолько сопереживаешь главному герою, что его отчаяние и чувство безысходности захлестывает с головой. Наверно, самое главное, что в этот момент ты не пытаешься рассуждать логично, не анализируешь произведение, а полностью руководствуешься мировосприятием Артура.
На столь небольшом количестве страниц произведения разворачивается целая жизнь. Не только одного определенного человека, но и целого государства. Середина XIX века, итальянские революции за освобождение и объединение страны. И при том, что описываются вполне конкретные события, а историки усматривают отсылки к реально существующим прототипам, все образы носят и собирательный характер, их легко переносить на жизнь вне Италии XIX века, как прошлую, так и настоящую.
Революция хоть и забирает больше внимания, чем история о любви, всё же является фоновой темой, темой, создающей предлагаемые обстоятельства, предопределяющей развитие событий. Но, в первую очередь, "Овод" (что прослеживается и из названия) - это книга о личности. Нет, не так, о Личности. О человеке, который мог заразить своими убеждениями, который своими поступками вызывал в сердцах многих уважение, который не отступал от своих принципов. Собственно, принципиальность - краеугольный камень данного произведения и весьма неоднозначная тема. Уместен ли компромисс, когда дело касается того, во что ты веришь всем сердцем? Уместно ли отступить и уступить, если на другой чаше весов находится человеческая жизнь? Даже с точки зрения морали сложно ответить на этот вопрос, а если к этому примешивается и рационально-практическая сторона, то дать определённый ответ невозможно.
Последняя четверть книги читается очень волнительно и тяжело в моральном плане. Эмоции, накапливающиеся у читателя, автор доводит до той точки, когда самое время их выплеснуть и немного расплескать в слезах.
"Овод" - это книга, выражающая восхищение человеком, который одержим своим делом (в хорошем смысле), которого не может остановить ни страх, ни опасность, ни кандалы, ни страдания, ни даже любовь. И всё, что остаётся от таких людей - это память, на долгие года, десятилетия, века. Это не так уж много, но и совсем не мало.
4483