Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Fever Dream

Samanta Schweblin

  • Аватар пользователя
    Аноним13 ноября 2018 г.

    Безысходность и ничего лишнего

    Осенью все очень любят читать про смерть. А потому и новинки с соответствующей сквозной темой.
    “Дистанция” - 160 страниц концентрированного саспенса. Все то, за что мы любим латиноамериканскую литературу, тот магический реализм, что стал практически стереотипом в разговоре о ней, - тут в стремительно кратком формате. И тут нет открытого финала. Все произведение открыто к интерпретации, как мне кажется. Исход, правда, все равно один. И он нам всем известен заранее.
    Но начнем с сюжета.
    Все мы любим уезжать куда-нибудь на лето из привычной нам обстановки. И, как это часто бывает, всегда происходит какой-нибудь п… случай. Вот и главная героиня решила отдохнуть с дочерью на природе, сняв домик у местных. Привычная завязка для читателя, который уже замер в предвкушении краткого мистического хоррора, скрещенного с психологической драмой - все в лучших традициях современной литературы. Примерно это я и ожидала, почитав аннотации.
    А потом произошел п… случай. И у меня поплыло перед глазами.
    Сюжет - это диалог между главной героиней и голосом в ее голове. А может все совсем не так. Неважно. Женщина находится при смерти и важно понять, что же все-таки произошло, где случилась точка невозврата. Из этого диалога и воспоминаний восстанавливаются произошедшие незадолго до катастрофы события. Или катастрофа случилась раньше? Это сейчас неважно. Нам нужно понять, о чем книга, ведь правильно?
    О дистанции спасения. Впервые о ней заговаривает ГГ, имея в виду ее тревогу о дочери. Ей кажетя, будто их связывает невидимая нить, нечто вроде эмоциональной пуповины. Когда дочь далеко, вне поля материнского зрения, а точнее, знания, эта нить натягивается и просыпается тревога. Для героини, как и для многих матерей, важно знать, что ее ребенок в порядке, а если это не так, то что у нее есть возможность помочь и защитить. Знакомо это мешающее состояние, когда пытаешься опередить и просчитать все возможные исходы, эта паника, не позволяющая увидеть то, что происходит здесь и сейчас и что на самом деле важно? Это и есть “дистанция спасения” и ее роковые последствия.
    Крохотный сюжет этой книги похож на шарик мороженого, положенный на горячий пирог. Понятная конструкция (история о матери и ребенке, о ферме и так далее) постепенно расползается и тонет в общем ощущении тотального разлома мира, отравленного человеком, его страхом и глупостью. По-настоящему пугает, что никто, никто не хочет признавать этого ужаса, что происходит вокруг. Отвлекаясь на мелочь, гиперболизируя ее, человеческие существа поворачиваются спиной к тому, что на самом деле важно. Они сидят в машинах, курят и думают о своих ощущениях и страхах, а мир вокруг уже практически мертв.
    Для меня загадка, как это можно было расписать на 160 страницах. Это очень странное и страшное произведение, которое вы, возможно, интерпретируете совершенно иначе, если решите прочитать. Но в этом, как по мне, и достоинство “Дистанции”. Исход, правда, только один. Смерть.

    8
    487