Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мы

Евгений Замятин

  • Аватар пользователя
    Аноним12 ноября 2018 г.

    Детский сад

    Антиутопий развелось великое множество, и большинство из них, скажем честно, дно. В попытках впечатлить читателя маститые авторы пишут не серьезные глубокие произведения, а, сами того не желая, обычные хорроры, суть которых - описать не людей с бензопилами и не зубастых клоунов, пожирающих маленьких деточек, а СТРАШНОЕ государство, УЖАСНУЮ человеконенавистническую систему.
    В погоне за этим страхом, за этим саспенсом авторы забывают, что система любая сама по себе - это вещь, подчиненная определенной логике, законам, у всего есть причинно-следственные связи. Если возникает какое-то страшное тоталитарное государство, очень желательно хотя бы намекнуть, как оно появилось, кому это все выгодно, почему противоречия, порождающую такую систему, неразрешимы, как это связано с нами, с нашим временем, и т.д.
    Ничто не возникает само по себе, антиутопии не падают на нас с неба, над нами нет божества, которое может создать нам тоталитарную систему из ничего. Именно поэтому реальные человеконенавистнические режимы вроде гитлеровской Германии или Пол Пота гораздо страшнее, потому что мы осознаем, что у их возникновения были ПРЕДПОСЫЛКИ!
    У замятинского общества нет предпосылок, нет логики. Оно, так же, как и мир Оруэлла, как и мир Брэдберри, как и киношный мир Эквилибриума, подсунуто нам как данность и призвано только пугать, очевидно, впечатлительных девушек, переживающих период полового созревания.
    Автор придумал общество с четкой иерархией и тотальным контролем над жизнью каждого ее члена. Все имеют свой номер и функцию. Имен нет, и в этом есть определенная прагматичная логика. Таким образом можно решить множество проблем, например, имена не будут повторяться, можно определенным образом систематизировать людишек, а еще лишать их эмоциональных связей с родными, местом рождения, национальной и культурной самоидентификацией, и т.д.
    Кроме того, все носят одинаковые одежды и занимаются каждый определенным делом. За проступки следуют казни. День регламентирован от и до, от приема пищи до совокупления и сна. В общем, жизнь дерьмо, страшный сон российского интеллигента, особенно интеллигента начала 20 века, скучающего бездельника.
    Опять же смысл всего этого тоже виден. Налицо стремление вытравить все человеческое и сделать человека винтиком в государственной машине. С таким подходом безусловно будет наведен порядок. Высшее назначение этого порядка, разумеется, обеспечивает гораздо лучшее распределение благ, ресурсов. Люди не хотят лишнего, работают за еду и за собственное существование. Очень удобно.
    Однако внезапно в этой системе являются явления, которые вступают в некоторое противоречие с заявленными Замятиным условиями "игры".
    Например, в этом ужасном государстве строят космический корабль. Может, для того, чтобы захватить другие миры и ресурсы? Ведь нас пугают истощением планеты каждое десятилетие. Но нет, цель космического путешествия - встретиться с другими существами, другими видами, обменяться опытом, даже составляется ПОСЛАНИЕ!
    Мало того, корабль не миф, он существует, и революционеры местные хотят даже использовать его в своих весьма благородных целях - убить им как можно больше людей.
    Просто сравните - злое тоталитарное государство запускает корабль как венец научного и культурного развития человечества, как попытку найти жизнь в других мирах. А революционеры хотят сделать из него аналог атомной бомбы. Жизнь против смерти. Ну, как бы ирония? Но у автора все серьезно, все симпатии на стороне революционеров.
    Нет, ну безусловно то, что творит тамошнее государство не есть хорошо. Плохо ограничивать свободу и делать из людей винтики. Но я твердо убежден, что правительство, которое стремится покорить космос, не может ставить своей основной целью унижение и порабощение людей и превращение их в биологические машины. Понятно, что космос - это еще не все, что еще нужно на Земле дела привести в норму. Но само желание туда отправиться уже говорит о высоких стремлениях людей, не только власть имущих. Ведь это результат определенного образования, где людям говорили не только, как надо пресмыкаться и унижаться.
    У меня сложилось впечатление, что у автора какое-то наивно-детское восприятие действительности, в некотором роде безответственное. Как у ребенка, который осознает, что взрослые правы, но рисует себе в голове картины, как он этим родителям отомстит за то, что они не дают ему гулять с незнакомыми дядями и гладить блохастых бездомных собак.
    Вот и Замятин рисует пугающий образ тоталитарного государства, но беда в том, что оно НЕПРАВДОПОДОБНО.
    Оно просто на хрен никому не нужно!
    Замятин сам указывает, что винтиками системы и зависимыми от нее являются и сами представители элиты, в чьих руках находятся рычаги управления. То есть, он прямо говорит, что это государство возникло закономерно. Вот только по каким таким законам оно стало таковым, не объясняется.
    Я просто не могу себе представить этот процесс ни с каких точек зрения. Даже самый постепенный. Вот так собрались люди и решили: "А давайте-ка мы отменим имена и придумаем себе номера! Несогласных в тюрьмы! Еретиков на костер!". И все такие - отличная идея!
    Допустим, все началось не с имен. Допустим, произошла ядерная катастрофа, и число людей уменьшилось. Потребовалось взять власть в свои руки, наладить производство, нетрудоспособных искоренить, в общем, устроить такой вот примитивный фашизм.
    Но фашизм не может длиться вечно. Фашизм и тоталитаризм - это напряжение всех сил общества. А когда ты растягиваешь пружину, рано или поздно она когда-нибудь треснет. Человеческая природа, как уже давно установлено, тянется и к общественному, и к своему индивидуальному одновременно. Можно пожить при диктатуре, но потом захочется личной свободы, и плотину прорвет. А потом снова испытаешь потребность стать рабом и пресмыкаться, осознавая в том числе и необходимость этого. И так по кругу.
    Единственный способ сохранить стабильность - это удерживать баланс между кнутом и пряником. То напрягать все силы общества. то давать ему подарки, блага. Постоянно мотивировать его, давать испытания, чтобы те героически их преодолевали. При этом при желании можно обойтись без войн, революций и кровавых конфликтов. И вот такая система может просуществовать очень долго. Идеал такой системы можно найти в творчестве Ивана Ефремова. Там люди живут счастливо, потому что постоянно имеют мотивацию, куда-то лететь, что-то исследовать. И все их фрейдистские комплексы мирно спят в них и не просыпаются.
    А замятинские и оруэлловские фантазии нежизнеспособны.
    А если же они нежизнеспособны, неправдоподобны и в целом не нужны человечеству ни на каком этапе развития - на кой черт переводить бумагу, описывая их негативные черты?!

    13
    1,7K