Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Черновик

Сергей Лукьяненко

  • Аватар пользователя
    Аноним9 ноября 2018 г.

    "Вот только..."

    О книге много слышал, в основном, хвалебные отзывы, но к чтению решил приступить после выхода "долгожданной" экранизации, о которой отзывы уже не столь положительные.
    К сожалению, книга тоже не блещет.
    Однажды я прочел про Лукьяненко, что он злоупотребляет оборотом "вот только" и "вообще-то я не курю, но сейчас хотелось". И это не миф. Оборот про курение, конечно, варьируется, пишется другими словами. Например: "Котя достал сигареты и пепельницу. Я кивнул, хотя курил так же редко, как и он". Или Котя через страниц 30 говорит, что не курит, но от сигарет не отказывается.
    Количество "вот только" зашкаливает со страшной силой. Причем злоупотребляют этим казалось бы безобидным оборотом и в речи автора, и в прямой речи. И это раздражает, делает язык автора каким-то примитивным, ограниченным.
    Но поскольку поклонники Лукьяненко это считают нормальным, я тоже буду его употреблять.
    По сюжету во вселенной существует много миров, как бы вариаций нашего мира, в которые можно проходить через двери, открываемые и охраняемые так называемыми "функционалами" - людьми, получившими хрен знает как, то ли случайно, то ли по чьему-то замыслу, сверхспособности согласно своей "функции".
    Например, есть функционалы-полицейские, и у них боевые навыки, как у агентов из "Матрицы" (налицо прямое заимствование, но это не худший недостаток книги). Есть функционалы-таможенники, и у них тоже свой набор навыков, вроде по взгляду понять, проносит ли кто-то в иной мир запрещенные предметы или нет. Есть даже функционалы-дизайнеры, которые, как ни странно, занимаются... дизайном.
    Главный герой Кирилл получает способности функционала-таможенника, вот только при этом теряет своих близких. Вернее, связь с ними, поскольку они его все забывают. Ну, и до кучи друзья и сослуживцы. А еще он теряет права на квартиру, в общем, вычеркивается из жизни. И ему приходится переквалифицироваться в управ... функционала.
    Книга обрастает нестыковками, противоречиями и логическими дырами. Может быть, я тупой читатель, может, я читал невнимательно, вот только все это в том или ином количестве в книге присутствует.
    На мой взгляд, писатели бывают разные. Я бы выделил писателей, которые умеют мыслить глобально, с размахом, и писателей-бытовушников. То есть, вот есть фантасты, придумывающие разные миры, в которых много персонажей, свои законы, свои правила, масса изобретений и забавных выдумок. Множество группировок, фракций, рас, биологических видов. Я бы назвал таких писателей "глобально мыслящие". К ним я бы отнес Толкиена, Мартина, Дм.Колосова, даже нелюбимого мною Оруэлла.
    Это люди, которые, несмотря на невероятный размах задумок, умудряются писать с равным талантом и о великих вещах и больших людях, и о маленьких людях и второстепенных вещах. Они могут описать быт жалкого хоббита и битву десятков тысяч людей, орков и эльфов. Могут дать развернутую картину Вселенной и уделить внимание развитию какого-нибудь одного персонажа, делая его живым и осязаемым. Могут дать исчерпывающее строение тоталитарного общества от правящей верхушки до низов, описывая очередную антиутопию.
    А есть писатели-бытовушники. К ним я бы отнес, как бы тут не возмущались, Стивена Кинга. Бывает так, что ты, писатель-фантаст, хочешь придумать свой мир, с блэк-джеком и шлюхами, а еще со всеми сказочными вещами, что я описал выше. И ты пишешь, пишешь, а потом вдруг словно просыпаешься от сна и видишь, что блэк-джек и шлюхи есть, есть сюжет, есть события, но сам мир - всего лишь бледное отражение нашего. Что люди там маленькие, что их устремления примитивные, что сам ты охватил не весь мир, а какой-то его крохотный уголок. И по сути ты пишешь не эпичную историю, а бытовую, кто-то кого-то убил, а кто-то кому-то изменил. И все кончается не драмой, берущей за душу, а обычным скандальчиком. какой бывает у семейных пар.
    И ты понимаешь, что ничего страшного, на такую книгу тоже будет спрос. Ведь маленькие люди с маленькими проблемами заслуживают внимания. Вот только величия все равно достичь не удается, не удается выйти за границы собственного сознания, придумать что-то невероятное и заставить этим восхищаться.
    Вот и Лукьяненко. Хотел сделать эпичное противостояние магов в "Дозорах", а получились обычные люди, со своими комплексами, ведущие себя вне зависимости от прожитых лет как самые заурядные персонажи из реального мира. Убери магию - и получится схватка криминальных авторитетов в стиле "Бандитского Петербурга" или противостояние спецслужб.
    Вот только Лукьяненко не сдается. В 2005 году после выхода "Последнего дозора" он пишет "Черновик", где замахивается на еще более амбициозную идею. Шутка ли сказать - параллельные обитаемые миры!
    Но и здесь не получается раздвинуть границы своей фантазии! Ну, придумал ты мир, назвал его Земля-3. Главный герой Кирилл получает туда доступ. Но что он из себя представляет в глазах Кирилла? Один город Кимгим и пляж! Чертов пляж, куда ходят туристы, которых Кирилл пропускает через портал! Ах, да, в море еще водятся спруты. И все! Весь мир - это несколько слов - Кимгим, спруты, море, пляж.
    Вот мир Нирвана. В нем в воздухе присутствуют какие-то наркотики, одурманивающие посетителей. Все. Больше ничего. Вот только это же целая планета! Не может же быть, что в ней есть только трава, лес и дурманящий воздух! В ней наверняка есть новые виды животных, а еще природные аномалии другого толка.
    Вот мир Аркан. Вариация коммунистического будущего (или прошлого). Чистые улицы, негры живут бок-о-бок с белыми (для России это в диковинку). Вот и все... Истории нет, общественное устройство не прописано.
    Тут мне могут возразить, что ограниченное описание миров, эти вырванные из общего контекста куски - это просто через призму восприятия героя. У него ограничение на передвижение в радиусе нескольких километров. Вот только это не оправдание! Там же есть другие персонажи, которые видели куда больше и которые могли бы дать представление о мирах в целом, гораздо более подробную. Тут все зависит от таланта писателя.
    А так это напоминает театр вместо кино. Или малобюджетную ТВ-постановку вместо эпичного зрелища. Мы хотим увидеть многое, а нам дают... чертов пляж. Или маленькую комнату с бесконечно болтающими о смысле жизни и судьбах Родины персонажа. И мне в происходящее не верится, все кажется театральной постановкой, а миры - просто комнатами, где люди играют роли.
    Далее уже идут нестыковки, касающиеся того немногого, что Лукьяненко написал о своей "выдуманной вселенной".
    Как известно, эти миры открыты для того, чтобы на них ставить эксперименты. Вот только тогда возникает логичный вопрос: а зачем людей-то туда пускать? Миры должны быть изолированы друг от друга, а за ними следует установить наблюдение. В книге же в другие миры пускают обычных людей за деньги, и это на законных основаниях. Дело же таможенника - проследить, чтобы из одного мира в другой не пронесли что-то запрещенное, что может помешать чистоте эксперимента. Возникает логичный вопрос - а что, человек сам по себе не должен считаться запрещенным предметом? Вот на пляж пустили некоего известного рэпера. А что, если он передаст на словах запретную информацию в тот мир? Чертовски глупо.
    Кроме того, автор откровенно запутывает себя и читателя относительно природы могущества функционалов. Как известно, их способности ограничены расстоянием. А еще для этого должна существовать башня, из которой функционал как бы и черпает силы для исполнения своей "функции".
    Так вот, по сюжету в попытках убить Кирилла башню уничтожают, и он должен потерять силы и стать обычным человеком. Так и происходит. Однако... в его башне гибнет его девушка, и она зажала в руке какое-то кольцо, как я понял, частичку башни. Кирилл забирает кольцо с собой, и выясняется, что силы его никуда не делись... КАК ЭТО ВООБЩЕ РАБОТАЕТ?!
    Это всего лишь кольцо, ни на что не влияющее! Какая-то частичка чего-то неизмеримо большего и уже разрушенного! Однако благодаря ему Кирилл находит силы убить своего куратора. Почему, как он понял, что так можно. что это сработает - автор не объясняет. Просто - примите как данность!
    Однако к родственникам и друзьям Кирилла возвращается память о его существовании. То есть, де-факто он все-таки становится снова человеком, не-функционалом.
    ВОТ ТОЛЬКО у него какое-то колечко, и он все же функционал...
    ЧТО ВООБЩЕ ПРОИСХОДИТ?! Лукьяненко, ты что, побывал в Нирване и обкурился?
    Окей, допустим, я ничего не понял. и это кольцо - не часть башни, а вещь, которая обеспечивала силы погибшей девушке Кирилла, ведь она вроде тоже была функционалом... но про это ровным счетом ничего не объясняется!
    По-моему, эта книга - просто халтура. наспех написанная, сумбурно, противоречиво.
    А еще в ней есть политика. В "улучшенном" варианте коммунистической России убивают Ленина и Сталина, и от этого всем становится только лучше. То есть, Лукьяненко взял на себя ответственность с уверенностью заявить, что вот они главные виновные в бедах страны. Ну, а что? Солженицын бы одобрил. Это настолько примитивно, что годится разве что для сюжета компьютерной игры вроде Red Alert, где попали в прошлое, убили Эйнштейна и вернулись назад в процветающую Россию.
    Я, конечно, прочитаю "Чистовик", но по мне эта вселенная безвозвратно загублена.
    P.S. Ах, да, совсем забыл, дописываю в рецензию еще одну тупую нестыковку.
    Таможеннику Кириллу на месте не сидится. Мало того, ему разрешается развлекаться, передвигаться в радиусе действия функции, тратить деньги, соблазнять женщин, заниматься "пороками" (так и сказано).
    Возникает логичный вопрос - а что тогда будет происходить в его башне у двери в другой мир, если его не будет на месте?! Вот захочет некий клиент в другой мир, приходит - а Кирюши-то и нетушки! И нет записки вроде: "Скоро буду" или "Закрыто на учет".
    Если позволять функционалам такую свободу, как эта система вообще будет работать?!
    Мне кажется, у Лукьяненко уже совсем мозги прохудились.

    13
    884