Рецензия на книгу
Сладостно и почетно
Юрий Слепухин
agata777 ноября 2018 г.Третья, заключительная часть тетралогии о Второй Мировой.
Во втором томе наши старшеклассники разошлись, Сережа ушел добровольцем на фронт. Татьяна и большинство одноклассников не успели эвакуироваться и остались в оккупации. Теме немецкой оккупации на Украине и посвящен второй том.
А третий том служит неким общим завершением, и философским обобщением войны.
Людмила Земцова во втором томе была включена в число вывезенных с Украины на работы в Германии. Еще в распределительном лагере немецкий врач сказал ей: «в Германии вы встретите не только врагов, но и друзей».
Вот этим «хорошим» немцам и посвящен третий том.
Автор ставит свой задачей показать жизнь среди немцев в конце войны. Как они переживают крах Тысячелетнего Рейха.
Мало литературы о том времени. То, что я читала у немецких авторов несколько отличается. Почему? Слепухину удалось сочетать в романе две линии. И более «бытовую» с подробным описанием повседневной жизни, всего того, что видела Людмила Земцова. Но, и вторая линия — высокая политика, «заговор 20 июля 1944 года». Это два мира, почти не пересекаются между собой ни в реальной жизни, ни в литературной. Юлиан Семенов прекрасно писал, но совершенно не опускался до подробного описания быта, до историй «простых людей». А кто писал о быте и простой истории, растягивал ее на роман.Слепухин умеет на одной странице устами солдата рассказать судьбу тысяч немцев, в последний месяц брошенных под танки, почти безоружных.
Или в несколько строк уместить судьбы пасторов, не согласных на сотрудничество с гестапо.
Или судьбы тысяч беженцев, оказавшихся без крова и хлеба с момента массированных бомбардировок немецких городов.
А самая страшная картина, это бомбардировка Дрездена в январе 1945 года.
Автор раскрывает нам тайну умысла этого бесчеловечного преступления. Большую часть книги мы видим Дрезден глазами Людмилы, красоту старого города, шедевры архитектуры. Автор снова и снова проводит нас по центру, называя улочки и площади, здания и памятники. Чтобы мы в конце смогли ощутить смерть города. Шестьсот тысяч населения. Тихий, красивый город на востоке Германии, рядом с Чехией.
И потом, бойня, устроенная английскими и американскими летчиками. В подробностях: тысячи фугасных бомб ложатся на центр, сносят крыши и окна ударной волной. Затем тысячи зажигательных бомб превращают город в огромный костер, в котором заживо горят люди, потом еще раз идет тысяча бомбардировщиков, сравнивая все с землей. Тысячи истребителей расстреливают людей, спасающихся на реках и на дорогах из города. Несколько месяцев потом в городе только черный пепел и смрад. Трупный запах не выветрится еще долго из этой могилы.
В чем был смысл этого преступления? Ялтинская конференция в январе 1945го. Большая игра. Однако, было заготовлено несколько городов для показательного выступления, это еще повезло, что остановились только на Дрездене. Конечно, все города из списка находятся на востоке, на пути подхода советской армии. Это им подарочек. И еще повезло несказанно, ведь был план и атомной бомбардировки. Так что это так, пустячок. Смерть Дрездена просто ерунда в большой игре.Главная цель этой книги — показать ужас войны. Преступность самого желания быть выше других народов. Здесь очень много персонажей, не любивших Гитлера. Но, по разным причинам. И это очень интересно, что да, были экзальтированные дамочки, фанатично преданные этому исчадию ада. А где же нет этих дамочек? Но, были и достаточно много, здавомыслящих людей, ненавидящих Гитлера, но, при этом, состоящих на службе у Третьего Рейха. Те же генералы, потомственные военные, им не за что было любить этого «колченогого коротышку», эту выскочку, этого плебея, даже не прусака. Но, пока Германия выигрывала битвы, они верно ему служили.
Автор подробно рисует заговор 20 июля 1944 года. Операцию под названием «валькирия».
Что меня в этом поразило. Даже не то, что среди такого большого числа военных, участвовавших в заговоре, не нашлось лидера, чтобы взять на себя всю ответственность и довести дело до конца. До переворота. Меня поразило, как они все ставили в зависимость от смерти Гитлера. То есть, без уничтожения одного единственного Гитлера они не видели возможности переворота. Я этого никак не пойму. Когда уже есть пассивное сотрудничество всех, к военным примкнули бы не только антифашисты подпольщики, коммунисты, но даже СС и гестапо. Но! Только если Гитлер будет мертв.
Я не поняла, почему нельзя было провести переворот, довести до конца захват власти. Ну а потом, если так это необходимо, убить этого злобного карлика.
Из мемуаров Шпеера я читала, что в это время Гитлер ждал смерти как избавления. Я думаю, несмотря на страх, он был бы рад, если бы его убили 20 июля 1944 года. Но, бомба его не задела. Все решил случай.Автор еще с первого романа ставит перед читателем эту задачу: что определяет судьбу человека: сам человек или случай?
В третьем романе это доведено до вышей ступени: что определяет судьбу народа: сам народ, или отдельная личность, или случай.Никуда нам не деться от влияния случая. Но, это ведь только повод. Если есть воля у человека, у народа, то можно управлять судьбой.
Рассматривая пристально Гитлера. Вот Людмила спрашивает, мол, мы ждали, что вы, немцы, поднимите восстание рабочих и свергните Гитлера. И вызывает этим замечанием искренний смех. Действительно, это наивная вера советского человека во всеобщую мировую революцию умилительна. В Германии рабочий был благодарен Гитлеру за то, что тот покончил с безработицей. А то, что это было достигнуто путем милитаризации общества, как то никого не смущало. И потом, Гитлер пришел к власти через выборы, легально, он не был узурпатором. (камень в огород тех, кто призывает к всеобщей революции).И вот автор подводит читателя к главному. Немцы заслужили искупление. Не только генералы, не только те экзальтированные дамочки и мальчики гитлерюгент. А даже антифашисты. Большинство немцев поддалось пропаганде из-за своего невежества. И автор к ним относится более снисходительно, несмотря на их фанатизм. Но те, кто знал и понимал что такое нацизм, в какую пропасть он ведет страну, те несут ответственность также и даже больше. Потому что знали и молчали, стояли в стороне, как будто «политика нас не касается».
Автор возлагает ответственность на весь народ. Не только на Гитлера. Если бы не этот австрийский выскочка, был бы кто-то другой. Зло созрело в народе. Этот нарыв гноя только ждал повода. Гитлер — это лишь повод.
Автор пишет, что народ, считающий себя в чем-то выше других, совершает преступление. И расплата за это обязательно последует, этому учит история.Автор пишет, что наци взяли целое поколение молодежи, оболванили их пропагандой и заставили принести свои жизни в жертву великой стране. Это преступление государства перед народом. Это не могло долго продолжаться. Даже если бы наци победили в войне. Первое поколение принесло себя в жертву, второе бы уже не так активно поддавалось пропаганде, а третье бы просто послало нафиг этот призыв к жертвенности.
И эти мысли о немецком народе чем то провокационны. Их легко можно перенести на почву советского народа. Именно это, мне кажется, остановило публикацию трилогии до 1985 года. А уж, конечно, не «любовь советской комсомолки к немецкому офицеру». Ерунда!Эта книга не бульварный роман, это не о любви. Во-первых, это масштабная картина Германии 43, 44 и 45го года. Всех слоев населения, до мельчайших деталей. А во-вторых, и главных, это размышления, из уст немцев, о том, почему нацизм возник среди немцев и кто несет ответственность за все преступления нацизма.
16626