Рецензия на книгу
Мария Стюарт
Стефан Цвейг
Аноним5 ноября 2018 г.Не берясь ни судить об исторической достоверности изложенных в книге фактов, но проверять эту саму достоверность, читатель предпочтёт высоко оценить книгу за яркость представленных ему на суд характеров, изящество слога, тонкую политическую игру и неудержимое буйство страстей, полыхающее перед глазами зрителей.
Истинно шекспировский страсти.
Казалось бы, именно этого следовало ждать от мастера чувственного слова Цвейга, способного до того ярко и точно передать эмоции своих героев читателю, словно эти эмоции, мысли, решения и поступки, даже самые порочные и осуждаемые из них, принадлежат скорее читателю, нежели действующим лицам - до того внушительна сила сопереживания, характерности и мотивированности; - и избравшего в качестве декораций дворы Англии и Шотландии Елизаветинского Средневековья. Но тем не менее, автор всё-таки удивляет нас лихой закрученностью сюжета на фоне исторической ретроспективы, тонкой политической игрой, сдержанной рассудочностью королевы английской и противопоставляемой ей несдержанной безрассудной чувственности шотландской властительницы, самолюбивую юношескую глупость её второго мужа и нахально-дерзкое бесстрашие третьего. Не забывайте о рыцарственной преданности поэта, о логе и чести, о корысти и страсти, бесстыдстве и осуждении, кознях и заговорах - всё это вмещает в себя данная книга.Если отвлечься от ссылки на реальных исторический личностей - читатель попросту не обладает достаточными сведениями и должным уровнем эрудиции, дабы высказать по поводу их достоверности какие бы то ни было суждения, - и довольствоваться всецело преподносимыми книгой сведениями, стоит отметить, что малознакомому с историей зрителю не придётся судорожно пролистывать тонны словарей и учебников, дабы понять происходящее - не понадобились даже спасительные в таких случаях ёмкие сноски, автор знакомит нас с каждым вводимым новым героем, не ограничиваясь при этом одним лишь именем, но сообщая все необходимые для понимания его характера, воспитания и мотивов факты.
Должно быть, внимание к читателю - не основная причина подобного повествование и даже, быть может, совсем не является причиной, тогда как истинное соображение, побудившее автора построить рассказ таким образом - желание реконструировать исторические события, предложив иной раз собственное их видение. В этом случае для построения собственных доказательств (и это действительно используется автором), писателю необходимо выстроить перед нами всю последовательность событий, начавшихся с самонадеянных посягательств на чужую корону юной монархини и закончившихся её бесславной кончиной. За подтверждение данного предположения выступает ещё и тот факт, что сам рассказчик то и дело ссылается то на литературные сюжеты, взявшие за основу реальную жизнь, наблюдаемую воочию, то на мнение исследователей и историков, соглашаясь или не соглашаясь с их мнением и приводя собственные теории и доводы в их защиту.
6508