Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ночь в Лиссабоне

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним5 ноября 2018 г.

    Страх, паранойя и бесконечный побег. Куда-то или вникуда?

    Из довольно обширного творчества Ремарка у меня прочитано три книги., и всем поставлены четверки. Но четверка за "Ночь в Лиссабоне" самая твердая.

    Приятно читать книги, действие которых хотя бы частично происходит в местах, где ты сам бывал. Поэтому, когда Ремарк описывает ту самую ночь в Лиссабоне и упоминает площадь Россио, трамвайчик и мерцающие огни на воде в порту, — чувство узнавания согревает. В Лиссабоне находятся наши герои, но где витают их мысли и души? Они в вечном побеге, они в Германии, в Швейцарии, во Франции одновременно. И везде они бегут, скрываются. Они — эмигранты, почти всегда в стране пребывания на незаконных или полузаконных основаниях. И в этой ночи почти случайно встретились два эмигранта, и один рассказывает другому свою историю, и похожую, и непохожую на тысячу других. Срабатывает эффект попутчика, и перед нам разворачивается история любви, побега, страха, отчаяния и смерти до и во время Второй мировой войны.

    История во многом детективная, конечно, при том, что финал известен: при всех возможных потерях побег из нацистской Германии удался, ведь два эмигранта встретились в Лиссабоне, в чуть ли не единственном на тот момент свободном порту Европы, откуда якобы отходят корабли в Америку, временно (или нет, это как посмотреть) завоевавшую звание Земли Обетованной. Кстати, вопрос мне самой на засыпку: почему мимо меня прошел тот факт, что Португалия в войне сохраняла нейтралитет?..

    Ладно, есть у Ремарка хотя бы один роман, где бы была просто история о людях, а не история о людях, попавших в жернова Госпожи Истории? "Ночь в Лиссабоне" — точно не этот случай. Истории тут достаточно, как всегда у Ремарка, она и фон, и центральная героиня одновременно. Она смяла, сломала, проглотила судьбы многих людей, и герой Иосиф Шварц, которому просто необходимо выговориться, чем он и занимается всю книгу, — одна из ее жертв. Потерь и драмы в его жизни хоть отбавляй. Но счастье и любовь, а еще удача (тонны удачи, на самом деле, даже с элементами фантастического везения) в ней тоже были. Так ли уж это мало, пусть даже в прошедшем времени? Так что Ремарк и собеседник Шварца правы. И даже в круговороте печали от потери это немного утешает.

    Так что, пожалуй, поменяю я оценку. Четыре с половиной балла. Вот так.

    20
    671