Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ночь в Лиссабоне

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    helen_woodruff2 ноября 2018 г.

    Ночное рандеву

    "Ночь распростерлась надо мной
    И отвечает мертвым взглядом
    На тусклый взор души больной,
    Облитой острым, сладким ядом..."

    ***
    Вот и оно, это неловкое чувство, когда тебе, может, и хотелось бы полюбить книгу уважаемого тобой автора, но ты пробиваешься через нее, как через железобетонную стену.

    На данный момент это самый мрачный роман Ремарка из тех, что я у него прочитала. И это при том, что Ремарка в принципе трудно назвать источником оптимизма. Но здесь просто какая-то невыносимая тяжесть бытия наваливается на тебя так, что становится сложно дышать. Эмигранты с поломанными судьбами, хождение по кабакам и обреченные женщины, постоянные преследования и непрерывное бегство, конец которому может положить только смерть. Повсюду смерть. И хаос.

    Первые две трети книги я как будто взбиралась на крутую гору. Сложно было все время переключаться с рассказа первого рассказчика на рассказ главного героя, Шварца. Сложно определиться с отношением к героям. Шварц и Елена, воссоединившиеся после пяти лет разлуки, кто они – любящие друг друга муж и жена, или чужие люди? Действительно ли они так нужны друг другу? Легкое головокружение вызывала работа бюрократического механизма в Германии и соседних странах. Чувство клаустрофобии накатывало от пребывания вместе с героями в кафкианских маленьких мрачных комнатушках и эмигрантских убежищах.

    Ближе к развязке, однако, книга меня захватила и не отпускала уже до самого конца, несмотря на то, что ничего хорошего ждать не приходилось. Финал закономерен. Но эта история, в которой отразилась судьба Европы 20 века, должна была быть рассказана той ночью в Лиссабоне, чтобы не исчезнуть бесследно, чтобы мы помнили.

    13
    411