Рецензия на книгу
Кража
Виктор Астафьев
Аноним1 ноября 2018 г.Многоплановая вещь.
ЭТО ИСТОРИЯ О СТРАНЕ В НЕПРОСТОЙ ДЛЯ НЕЁ ПЕРИОД. Время действия повести – 30-е годы ХХ века. Место действия – недавно основанный заполярный город Краесветск. Попадали туда самыми разными путями: одни ехали добровольцами, действительно собираясь строить новое общество, другие – за длинным рублём, третьи и вовсе были репрессированы и высланы туда в приказном порядке. Но каждый из них ощущает себя полноправным жителем этого города. И жителем страны, носящей после революции наименование СССР. Рассказ о репрессиях конкретно здесь не переходит в антисоветизм, точно так же, как рассказ о большевиках в дифирамбы. Просто бывший красный комиссар, а ныне комендант города Ступинский и бывший белый офицер, а ныне заведующий детским домом Валерьян Иваныч Репнин делают всё, что могут, находясь в конечном итоге по одну сторону баррикад. Просто подрастают рождённые в эти непростые времена дети, которые искренне верят в тот мир, в котором живут, и готовы его защищать. И чувствуется: они действительно встанут на его защиту в 40-е.
А на первом занятии по военному делу Ступинский толковал им, старшим воспитанникам детского дома:
— Столетия множество людей боролись и борются за то, чтобы все жили счастливо, были равны, чтоб не было богатых и бедных и чтоб все были сыты, радостны, не отнимали бы друг у друга хлеб, не убивали бы один другого из-за чьих-то прихотей. Но видите ли, какие пироги, ребята: многие борются за счастье всех людей, но у них есть противники, которые хотят счастья только для себя. И с ними приходится бороться. Боролись мы. Может быть, и вам придется. Наверное, придется. Живете вот вы здесь все вместе, в этом детском доме. Никто вас не учил и не призывал нападать и убивать. И надеюсь, никогда учить этому не будет. Но вот допустите мысленно такую крайность — фашисты нападут на наш город, примутся жечь его, рушить, придут в ваш дом убивать малышей, вашу добрейшую тетю Улю, девочек, Валериана Ивановича. Вы заступитесь за них?
— А как же?
— Да мы… Да мы горло вырвем!..
— Вот видите, какая четкая программа!.. Горло вырвем… — невесело улыбнулся Ступинский.ЭТО ИСТОРИЯ О СИРОТСТВЕ. Не приукрашенном, как в «Республике ШКИД», где одним из развлечений является буза. Буза по Астафьеву - реально страшная вещь, в ходе которой не очень умелый педагог может вообще нарваться на нож. А за плечами каждого воспитанника стоит трагедия, сделавшая его сиротой. На судьбах одних сказались социальные потрясения, другим просто не повезло – как, например, мальчику, на глазах которого отец зарубил мать, или девочке, превращённой в секс-рабыню. Да, государство заботится о них, так что в материальном плане они живут лучше иных своих сверстников, у которых родители есть. Но при этом завидуют им, потому что понимают: «родители лучше шашек, бильярда и даже компота…» Это если смотреть детским взглядом. А если взрослым, то получается так:
«Они могут жить с родителями, те их вырастят, определят на работу. Поддержат, когда трудно. А тут отчаливай на все ветры со справкой на жительство, начинай с заботы о том, чего завтра пожрать».ЭТО ИСТОРИЯ О ВЗРОСЛЕНИИ. Вернее о том, что взрослым делает не биологическая зрелость и даже не тяжёлые условия жизни сами по себе. Взрослеть человек начинает тогда, когда принимает осознанные решения и берёт за них ответственность. Краесветские же детдомовцы, несмотря на то, что, конечно, видели неприглядную сторону жизни, внутренне остались детьми. Точнее – подростками. А кто подростку враг? Другой подросток. Больше всего конфликтов у детдомовцев – с их более удачливыми сверстниками. Таковые обычно решаются дракой - с победой детдомовцев, которые в своей среде более сплочены. Но не так страшен открытый враг, как мнимый друг. Точнее – лидер с явными уголовными наклонностями. Инициированная им кража сперва казалась ребятам не более чем шалостью. Никто не думал, что тем самым походя калечит чужие судьбы. Деньги-то были казёнными, так что обокраденной кассирше как материально ответственному лицу грозит тюрьма, а детям её – детдом. Да, тот самый краесветский детдом. И приходится жить с этими малышами под одной крышей, если, конечно, ситуация не исправится. А жизнь ставит выбор: оставить всё, как есть – или всё же попытаться пойти против неформального лидера. Да и помимо него приходится столкнуться со множеством непростых ситуаций. Вот музыка, которая переворачивает душу, и романтический мир книг – а вот средненькая и не всегда поэтичная действительность и брань в ответ на благородный поступок. Вот попытки заработать денег – и понимание, что с этим всё не так просто. Вот первая любовь - во многом наивная и детская, которую не сразу осознаёшь. Вот разочарование в педагоге и последующее примирение.
Многое запомнилось. Все запомнилось: и худое и хорошее. Память, стало быть, не умеет разделять жизнь на первый и второй сорт, как бракеры делят пиловочник на бирже. Память все складывает в одну кучу, и сам уж разбирайся потом, что брать с собою, а что и забыть бы надо.ЭТО ИСТОРИЯ О ПЕДАГОГЕ. Вернее о том, каким он должен быть и каким не должен. Ответ на вопрос, каким не должен, у Астафьева однозначен – не должен подменять воспитание – бюрократией. Одни из самых отталкивающих персонажей здесь – владелицы дипломов о высшем педагогическом образовании Голикова и Хлобыст. Просто потому, что они не любят детей и не стремятся их понять. С этой точки зрения они намного бесполезней поварихи тёти Ули, которой любовь и чуткое сердце подсказывало многое из того, что не расскажет ни один педвуз. Ну а чтобы ответить на вопрос, каким должен, достаточно посмотреть на Валерьяна Иваныча (в просторечии Варьяныча). Интересно, что труд его чисто эмоционально тяжёл. Не из-за политических соображений – таковые он давно пересмотрел, поняв, что в Гражданскую был всего лишь пешкой в чужой политической игре. А из-за того, что просто не может не принимать близко к сердцу судьбу каждого своего воспитанника.
Перед Валерианом Ивановичем проходят недавние события.
Гоша Воробьев. Кража. Брат и сестра — Аркашка и Наташка. Зина Кондакова. Паралитик. И прошлое не забывается, давит тяжестью. Парнишка стоит, упершись лбом в стекло. О чем он думает? Что свершается в его душе? Какая работа идет там? И пожалеть нельзя. И в разговоре блюди осторожность. Он сейчас чутлив ко всему, как птица при первой линьке. «А я потревожил его, старый осел… И слова-то подвернулись… И без того одиноко парню. Очень уж переменился он. Погрубел и понежнел — все вместе…»ЭТО ИСТОРИЯ МНОГО О ЧЁМ ЕЩЁ...
В общем, читайте…
П.С. Прочитано по совету lovla1177321,6K