Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Rings of Saturn

W. G. Sebald

  • Аватар пользователя
    Geranie31 октября 2018 г.

    Будущего нет, и это нормально

    Дни расплетают тряпочку, сотканную Тобою.
    И она скукоживается на глазах, под рукою.
    Зеленая нитка, следом за голубою,
    становится серой, коричневой, никакою.
    И. Бродский

    Эту рецензию я посвящаю своему другу Jane100 , благодаря которой, я стала такой, какая есть, и, кроме того, свела полезное и чрезвычайно интересное знакомство с М. Прустом.

    Если взять идеи В. Г. Зебальда из романа «Кольца Сатурна» за основу нового мифа об устройстве вселенной, то человечество расположилось бы на тонкой ветви всемирного древа, прогнувшейся под тяжестью до угрожающих пределов. И при этом люди, сиживающие на этом вселенском суку, умудряются с поразительным безотчетным трудолюбием пилить его и оправдывать свои действия высокими целями и идеалами. И даже разверзшаяся пропасть небытия им не страшна.

    С первых страниц роман задает свой собственный размеренный темп. Живи быстро, умри молодым и при этом успей прочитать тонну легкого мотивирующего чтива – это не про «Кольца Сатурна». Содержание накатывает ритмично и плавно, медленными шуршащими волнами воспоминаний главного героя, которые наверняка похожи на волны моря, вдоль безлюдных берегов, которого и проходило английское паломничество.

    О чем думает человек, отправившийся в путешествие? Эх, отдохну наконец-то от работы и привычной рутины, да посмотрю на новые удивительные вещи! В общем-то, каким-то похожим образом рассуждал и рассказчик, ну, по крайней мере, сам надеялся развеяться и «избавиться от охватившего меня (после окончания довольно большой работы) чувства пустоты». Наверное, каждый человек сам придумывает, чем заглушать то самое «чувство пустоты»: суетным необременительным весельем, пустыми и не очень хлопотами или шквалом новых впечатлений. Как же так получилось, что на смену пустоте пришел невыносимый ужас бытия? Открывающиеся в дальнейшем сцены запустения и разрухи, медленное умирание городов, одинокие старики и безразличная юность – как тут тонко чувствующему и высокообразованному человеку в мрачной атмосфере уныния не прийти в единение с такой сильной окружающей средой? Тем более что большая часть этого медленного и на первый взгляд незаметного разложения происходит прямо на наших глазах. Какие-нибудь древние развалины, безусловно, могут поражать воображение своей диковинной формой или необычной историей, но настоящее искреннее сопереживание вряд ли вызовут. Совсем другое дело, когда смотришь на не столь древние свидетельства неизбежного хода времени, времени которое прожил ты сам, и деятельности человечества, частью которого являешься. Это может казаться глупым и сентиментальным, но при таком сопричастном отношении к миру вырубка лесов, изменение ландшафта и истребление животных могут переживаться, как личная трагедия человека, считающего себя неотъемлемой частью мира.

    Вот как описывает Зебальд свои ощущения после одной разрушительной бури:


    В тот момент, когда над парком появился необычный ночной свет, я понял, что там, внизу, все разрушено. И все же я надеялся, что эту жуткую пустоту можно объяснить как-то иначе, ведь за шумом бури я не расслышал ни малейшего намека на треск, который раздается при лесоповале. Только потом я сообразил, что корни до последнего удерживали деревья от падения, деревья не валились, но медленно ложились на землю, а их сплетенные кроны не расплющивались, но оставались неповрежденными. Целые участки леса полегли таким образом на землю, как колосья на сжатой ниве. На рассвете буря немного утихла, и я решился выйти в сад, и долго стоял, задыхаясь от горя, среди этого разорения.

    Нет ничего удивительного в том, что такой чувствительный человек, оставшись наедине с собой, будет рассуждать о внутреннем мире сельди:


    Впрочем, считалось, что особая физиологическая организация рыб предохраняет их от страха и боли, которую испытывают более высокоорганизованные животные в борьбе тел и душ. Но, если честно, о чувствах сельди мы не знаем ничего.

    Зебальд в ходе своего путешествия подмечает текущие признаки угасания и распада, вспоминает разные исторические случаи и события, истории незаметных людей, которые только подтверждают неутешительную тенденцию, которая ведет не к светлому будущему, а к катастрофическому концу времен. Несмотря на такие безрадостные выводы, книга полна какой-то необъяснимой любви ко всему: к окружающей природе, к людям, прошлому, к знанию и к чужим воспоминаниям. Наверное, именно это чувство как-то и примиряет с мыслью, что весь мир когда-нибудь рискует превратиться в осколки льда и метеоритной пыли, составляющие кольца какой-нибудь другой планеты. Но это не страшно, т.к. таков естественный порядок вещей.

    9
    517