Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Странствия убийцы

Робин Хобб

  • Аватар пользователя
    Аноним29 октября 2018 г.

    Я очень простой читатель. Я прихожу ради сеттинга, сюжета, героев. Именно в таком порядке. Прочтя тонну книг плохого качества, я даже могу рискнуть и назвать себя читателем, которому очень легко угодить. Три простых условия. Три. Я не прошу о большем. И, тем не менее, эта часть первой трилогии разъярила меня настолько, что я не могла несколько дней сесть и спокойно обдумать, что же я прочла.
    По порядку.
    Третья часть начинается ровно с того места, где нас оставили в конце Королевского убийцы. Фитц был убит, но не совсем, королевство в руинах, злобный брат пришел к власти, добрый брат неизвестно где бегает за мифическими феечками, корабли нападают, «перекованные» все также блуждают, никем не контролируемые. Дальше я не буду рассказывать, потому что посыпятся спойлеры, но могу сказать одно – в целом, ровно до последних пяти глав книги, сюжет выстроен относительно логично. Главные герои сталкиваются с преградами, преодолевают или не преодолевают их, двигаются назад-вперед-налево-по кругу, интрига нарастает и угасает, все в таком духе. Сюжет интересен и, наверное, именно из-за него я буду продолжать чтение серии. Есть несколько «но», конечно: первое это предсказуемость происходящего. К концу книги я, положа руку на сердце, могу признать, что лишь два поворота меня удивили. Все остальные вызывали лишь кивок, затем, спустя двадцать две главы, когда до Фитца доходит, ещё один кивок, но это и все. Второе - сюжет очень неравномерно выстроен. Одно время мы бежим, летим, пропуская недели и месяцы, в другое читаем об обязательном распивании чая каждые пятнадцать минут в классическом английском стиле. "Война войной, а обед по расписанию", честное слово. Конец книги, уж не знаю из-за чего, может быть, автора торопили со сроками, скомкнут настолько, что становится непонятно, действительно ли эти последние главы принадлежат к этой книге или нет. Вся эпичность, все, к чему шло три книги, заканчивается двумя предложениями и очень быстрым вскрытием интриги. И когда я говорю «очень быстрым», я не преувеличиваю, тут дело даже не в тугодумстве Фитца, до которого доходит спустя двадцать две главы то, что мы знали ещё в предисловии, нет. Это действительно очень быстрая развязка, даже без задела на следующие части. К тому же, концовка настолько пестрит deus ex machina, что начинает в глазах рябить от происходящего.
    Далее перейдем к персонажам и… это провал, товарищи. Полный, глубокий, кромешный провал. Кратенько обо всех:
    Фитц. Его беспроглядная тупость, мелочность, ревнивость (особенно Ночного Волка буквально ко всем вокруг, что наводит на мысли о том, что, может быть, правы были те, кто считали Уит чем-то низшим и порочным) в какой-то момент переходят абсолютно все границы. Из трагического героя, которого обстоятельства вынуждают совершать жертвы и терпеть лишения, он превращается в постоянно ноющую обо всем проблему, к которой только святой будет испытывать жалость. Но тут стоит подчеркнуть, что святой и, по всей видимости, половина Шести Королевств, ибо любая девушка на пути Фитца загорается яростным желанием с ним переспать. Если вы не знали, то депрессия, неухоженность тела, нищета – лучшее оружие для привлечения девушек абсолютно любых возрастов.
    Ночной Волк будет единственным вашим спасением в этой книге. Голос разума, логики и постоянства, в какой-то момент он пропадет и тогда вы в полной мере поймете, как зависит от него Фитц. Я бы даже пошла дальше и сказала бы, что Ночной Волк – намного, намного лучший персонаж, чем главный герой.
    Женских персонажей можно спихнуть в одну кучу и повесить на них табличку «все женщины любят Фитца», а рядом поставить старушку Кеттл. И это обидно, потому что Хобб явно пытается ввести женских персонажей в фэнтези. Женщины-стражницы, женщины-повара, женщины-лидеры, они есть везде и от этого становится тепло на душе, потому что многие мужские писатели страдают распространенным заболеванием игнорирования половины человечества в своем творчестве, но в этой части все усилия лишь усугубили ситуацию. Старлинг, являющаяся просто никому не нужным оправданием для выплеска похоти и ревности Фитца, Молли, которая так и не выросла за границы своей роли «жены бастарда», Кетриккен, которую по каким-то космическим причинам также заразила эта болезнь и которая из интересного персонажа была сведена к своей бледной тени, молча терпящей боль и утрату. Боль, утрату и любовь, которую, по правде сказать, я так и не видела. Из второй книги я смутно припоминаю одну чертову ночь (очень этически неправильную ночь, потому что Фитц был в теле Верити и это… нехорошо, как ни посмотри), но третья часть снесла абсолютно все её качества лидера и воина, которые она проявила в прошлых книгах, оставив лишь … жену. Что само по себе очень хорошая роль, если у персонажа кроме этого есть какие-то ещё глубины. Честно говоря, Кетриккен стала одной из самых тяжелых потерь для меня. Пейшенс не упоминаю, ибо Пейшенс вообще не участвовала ни в каких событиях, что вдвойне обидно, ведь она действительно была интересной героиней.
    Верити так и не смог перерасти границы олицетворения слова «долг». Это все, что он есть, все, чем он будет навсегда. Невозможно испытывать к нему какой-то теплоты, уважения или вообще хоть каких-то чувств, потому что все слова, которые он говорит, все действия, которые он делает, происходят лишь из этого.

    Большую половину книги я была уверена, что он мертв, потому что ещё одну книгу с его одинаковыми репликами об одном и том же я не могла себе представить, но нет, я ошиблась.

    Чейд, Баррич, Регал и безымянная группа Скилла Регала получились тоже однобоки. Чейд убийца. Баррич – верность. Регал – зависть. Больше нечего добавить.
    К Шуту я никаких чувств не испытываю, но

    он/она

    прописаны хорошо.
    В этой же секции хотелось бы отдельно, именно вот так вот, жирным шрифтом, отметить любовные линии. Если кратко, то их нет. Если более детально, то мир, созданный Хобб, очень глубок и интересен. Её стиль описания событий, видов, персонажей практически безупречен, пока дело не доходит до любви и тогда книга скатывается в фанфикшн 14-летнего, который в жизни любовь видел только в фильме Титаник. Ни любовь Верити и Кетриккен, ни абсолютно глупейшие, эгоистичные, слепые чувства Фитца к Молли, ни, не дай боже, чувства Старлинг и Фитца не вызывают ничего, кроме недоверия и скептицизма. Здесь, конечно, пальму первенства можно уверенно отдать Молли – мало того, что всю книгу Фитц бесконечно ноет, и ноет, и ноет о ней и о её ребенке (её ребенке, давайте здесь отметим, её, а не его, ибо он сам сделал свой выбор. Хорошо, не сам, его отсутствие интеллекта и ревность сделали свой выбор), мало того, что Молли всю вторую часть страдала из-за его тупости, мало того, что Фитц на полном серьезе ожидает, что она его будет ждать, несмотря на то, что он официально мертв, так он ещё и её ребенком распоряжается. И как бы логично было бы предположить, что Фитц, зная тяжелую политическую и военную обстановку в стране пожелает дать всю безопасность, которую сможет, своей женщине и дочери, но что вы думаете? Только росткам здравомыслия, заботливо взращенным абсолютно ВСЕМИ вокруг, дается всход, Фитц тут же срывает их бульдозером своей тупости. Ну и, полагаю, желанием Хобб завязать конфликт на пустом месте, если судить по тому, как вся эта линия развязывается в двух предложениях.
    Скорее сноской на полях можно отметить мое неудовольствие Скиллом и Уитом. Они все ещё являются настолько мистическими и непонятными, а границы их возможности настолько размыты, что растягивать эти границы в нужный момент можно до бесконечности. Но этим, к сожалению, грешат многие писатели и писательницы, так что на это можно закрыть глаза.

    В целом, несмотря на все это, я бы поставила книге 4/10. Стиль безупречен, сюжет пусть и хромает, но все же очень хорош, да и читала я с удовольствием (когда пропускала определенные параграфы с очередным скулежом главного героя), но персонажи сильно подкосили мой интерес.

    29
    413