Рецензия на книгу
Площадь Диамант
Мерсе Родореда
Аноним28 октября 2018 г.Наверное, каждый когда-то пытался рассказать себе или другим прожитую часть жизни. Обычно это трудно, а порой и вовсе невозможно сделать. Ты тонешь в ворохе вопросов: что сделать в рассказе (а значит, и в жизни) главным? что аккуратно обойти, чтобы не растревожить стихшие за давностью времени чувства? рассказывать ли какие-то неуместные или неловкие моменты? упоминать ли только друзей или вспоминать и врагов тоже? жаловаться на жизнь или хвастаться достижениями? сосредоточиться на судьбе или на случайностях? вдаваться в подробности или просто обозначить линию жизни? А если ты и вовсе не рассказчик? Вот так и получается, что личные истории выдуманных персонажей оказываются лучшими биографиями, в которых многие люди узнают себя.
«Площадь Диамант» - очень простая история такой нерассказчицы: простым языком простая женщина вспоминает о своей простой жизни, в которой нет ничего великого, да и вообще сколько-нибудь значительного: жизнь, погруженная в ту текущую реальность, которая ей досталась. Кажется, что все, о чем она говорит, это какие-то мелочи: как работала в кондитерской, как познакомилась на танцах с будущим мужем, как сдирала старые обои в своей квартире, как рожала сына, как ухаживала за голубями мужа, как работала прислугой, как прощалась с сыном в интернате, как ходила смотреть в витрине кукольного магазина на плюшевого мишку... Но разве в человеческой жизни вообще есть мелочи? Разве даже самая что ни на есть обыденная жизнь не вмещает в себя целый космос?
Космос Наталии-Колометы уместился в одном хронотопе Барселоны - до, во время и после гражданской войны. Все самые важные события ее жизни – любовь, смерть, возрождение, - втиснуты в эти временные рамки так плотно, что кажется, ни до, ни после них в ней вообще ничего не происходит. Это история любви, в которой любви почти не видно и не слышно. Это история войны, в которой войны с ее разрушениями и бедствиями как таковой нет. Это история дружбы, в которой дружбу воплощают не слова, а поступки. Это история материнства, в которой нет родительско-детских проблем. М. Родореда написала не столько книгу-размышление, сколько книгу-событие: в ней все содержание передано через действия, поступки, непосредственные реакции героев на происходящее в жизни, а не через их рефлексии и переживания. И хотя это уже немного непривычно читать, автору удается хорошо показать взросление, даже возмужание героини, ее постижение самой себя, ее внутреннюю работу над собой, проделанную в попытках принять себя другой и удержать в себе свою новую, другую жизнь.
Книга оставляет трагичное впечатление: крушение надежд, крушение любви, крушение всего, что казалось счастливо предопределенным, и долгое внутреннее несогласие с необратимостью произошедшего. Впечатление усугубляет простой, суровый стиль авторского текста, кажется, в нем нет место вздохам, слезам, жалобам, нервным срывам – одно сплошное превозмогание, одно только мужество жить. И если до смерти Кимета, казалось, героиня с готовностью принимает свою жизнь, как есть, и старается жить, что бы не происходило, держа в себе свои эмоции, то после нее она оказывается неспособной ничего принять, как данность, и это сводит ее с ума, заставляя пытаться хоть каким-нибудь способом вернуться в свое прошлое - туда, где была счастлива или, по крайней мере, могла считать себя таковой.
Внешняя простота этой книги обманчива. Втянувшись в истории Колометы-Кимета и Наталии-Антони понимаешь, что она затрагивает очень глубокие струны души. Так что есть еще нечитаные классики, и надо восполнять пробелы в образовании.
19788