Рецензия на книгу
The House of the Spirits
Isabel Allende
Аноним25 октября 2018 г."У нас безумие распределилось на всех, а не сосредоточилось в ком-нибудь одном"
Эх, очередная попытка подружиться с латиноамериканской прозой потерпела провал. Наверное, нет у меня нужного бэкграунда для того, чтобы понять "А чего у них там вообще происходит?" (Ну про Пиночета конечно слышала, а в остальном курс истории на этом не акцентировался). Ну это ладно, краткую историческую справку по Чили можно и в Википедии посмотреть, но ведь и герои остались мной "недопонятыми". Возможно, сказывается разница в менталитете, но ни один персонаж не вызвал не то, что симпатии, но и простого понимания и приятия. Какие-то они все... как сказано в цитате из заголовка - с частицей безумия (а как по мне - так придурковатости). Возможно, все эти горящие страстями дяди и тети вообще не для меня, может быть. Тем не менее, оценку поставила "посредине", поскольку Исабель Альенде писала искренне и о своей семье.
И вот эту искренность я почувствовала только в последней трети книги, когда речь уже шла о военном перевороте, о свержении президента Альенде и установлении диктатуры Пиночета. И вот такая штука, если бы книга была бы только про семью Труэба - мне бы она не понравилась однозначно. Если бы книга была посвящена только событиям 70-ых годов, я заинтересовалась бы больше. Короче, не слилось "вот то" и "вот это" в единое художественное произведение. Все эти экзальтированные женщины, которые разговаривают с духами (а тема-то не раскрыта!) - и социальные, политические коллизии народа. Самодур Эстебан Труэба, который всю жизнь "умел за политику", а в итоге остался ни к вашим, ни к нашим (ну ни возвысили, ни казнили, сам помер от старости).
И да, тема не раскрыта. "Магического реализма" в романе мало. Была девушка Клара, которая общалась с духами. Всё. Особо-то никто на этом не заострял внимание, хотя вроде и знали. Она, бедная, чего-нибудь предсказывает, а ей: "Ты откуда это знаешь, дорогая?" Ну и Роза и ее внучатая племянница Бланка, у которых были зеленые волосы. К чему? Может, это символ какой-то культурный, которого я просто не знаю...
Про сюжетную линию - вполне в духе мыльных опер - писать не хочется. Мне не было интересно, и как я уже отмечала - характеры и мотивы поступков героев я не поняла совсем. Еще можно заметить, что у Альенде как бы нет главного героя - сначала это вроде бы Клара, потом вроде кажется что вот эта женская линия Клара-Бланка-Альба (бабушка-дочь-внучка). Но нет, периодически повествование вдруг идет от лица Эстебана, но он тоже не кажется главным персонажем.
Кстати, я не очень поняла, зачем автор использовала этот прием: то рассказ идет от 3-го лица, то от 1-го (Эстебана). Это очень сбивало с мысли и раздражало.
И что еще не понравилось в манере автора, так это "спойлеры". Ну как спойлеры? Так себе, если честно. Что-то в духе: "И через 20 лет Бланка уже так же посмотрит на его мертвое тело, когда он скончается от сердечного приступа" (это даже не примерная цитата, поскольку я уже не помню, а искать лень). Ну то, что люди от старости и болезней помирают как бы и не новость. Правда, был один спойлер, который навредил: ну зачем, ну зачем было раскрывать главного злодея сразу же, как только он появился на страницах книги? Ну там была правда интрига в том, как именно он отомстит, этот Эстебан-2 (а я уж и запуталась - он внебрачный сын или внук Э.Труэба старшего?)
Ну и совсем неприятно было читать, как описывается простой народ. Ну просто забитые, косные существа, которые и недалеко ушли от животных. Так вроде думает Эстебан Труэба, но вроде автор нигде не противоречит своему герою.
И неожиданно, пока все это писалось, мне захотелось посмотреть голливудскую экранизацию. И актеры хорошие, и интересно - ну как они это всё причесали, чтоб "смотрибельно" было))))
12549