Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Jo confesso

Jaume Cabré

  • Аватар пользователя
    Аноним23 октября 2018 г.

    Палимпсест подлости

    Книга , которая недостойна то, чтобы ее перечитали , тем более не заслуживает того , чтобы ее вообще читали

    Человеческие жизни нередко сравнивают с книгами. Эта красивая и вполне удачная метафора более чем оправдана в разговоре о нашумевшем романе Жауме Кабре. Это произведение сродни средневековому палимпсесту, напластованию рукописных текстов разных времён, в котором один проступает сквозь другой в самых неожиданных местах; первое время они существуют как будто порознь, лишь иногда вступая в перекличку отсылок, и напоминают скорее небрежно перетасованную колоду карт, в которой куда как больше, чем четыре масти-истории. Но в середине романа эти истории, отделённые веками и десятилетиями, начинают словно бы прорастать друг в друге, образуя единую, хоть и лоскутную на вид, художественную ткань. Поначалу этот эффектный и смелый авторский приём скорее вводит читателя в недоумение и часто сбивает с толку - когда одна история вдруг как будто грубо перебивается другой. Но к концу книги такая форма подачи находит вполне логичное обоснование, которое вдобавок ещё и позволяет иначе переосмыслить всё прочитанное.

    “Я исповедуюсь” - это сага, растянувшаяся на несколько веков. Притом переклички между историями десятков персонажей выделены в романе настолько нарочито и явно, что вся цепь событий словно бы скручивается, приобретая очертания бесконечной спирали перерождений, в которой действующие лица под разными именами предстают на фоне сменяющихся декораций, как будто меняя костюмы - то в сутане инквизитора, то в мундире офицера СС, но иногда путают детали своих биографий, заимствуя их друг у друга.

    Номинально же это история людей и Вещи - старинной скрипки, за долгие десятилетия сменившей множество владельцев.


    Эта скрипка не принадлежит мне. Это я принадлежу ей. Я - один из многих в её жизни. За свою длинную жизнь Сториони обладала множеством различных музыкантов, служивших ей.

    И, подобно проклятым реликвиям из мифов и легенд, история скрипки - это череда бед и несчастий, порочный круг подлости, из которого одни герои пытаются тщетно вырваться, другие - крутятся, точно белки в колесе. Историю скрипки мы постигаем главным образом вместе с главным героем, Адриа Ардеволом; он - единственный рассказчик, но не единственный персонаж первого плана, поэтому и его история подаётся то от первого, то от третьего лица, отчего создаётся эффект многомерности повествования. Сама же полудетективная мелодраматическая история скрипки и её владельцев складывается в огромную панораму (вернее даже - мозаику из сотни мельчайших частей); “Я исповедуюсь” - это в первую очередь история о подлости и трусости, о воздаянии и искуплении, о свойствах человеческой памяти и о природе зла. И, конечно же, о Любви и Смерти. Качества больших романов - многогранность и многослойность, поэтому каждый, кто сумеет совладать с книгой, найдёт в ней что-то для себя.

    Это чтение не из лёгких, и Кабре можно было бы упрекнуть в том, что он порой тяготеет к избыточному, рафинированному интеллектуализму - а также за то, что излишне переусложнил структуру романа, не давая скидки читателю, и чересчур увлёкся введением новых побочных линий и персонажей: положа руку на сердце - от романа бы не убыло, если бы многие из них так и остались в черновиках. Но таково свойство палимпсеста - он ведь и не должен быть понятен, требуя от читателя определённого старания и усердия. Читатель внимательный и благодарный получит наслаждение от постижения гипертекста и сопереживания героям, которое к концу романа выходит на первый план - по мере того, как печальная и тягостная развязка становится всё ближе. После того, как перевёрнуты последние страницы, возникает желание сперва выдохнуть, а потом крепко задуматься о многом.

    40
    3,1K