Рецензия на книгу
The Thousand Autumns of Jacob De Zoet
David Mitchell
Аноним18 октября 2018 г.Всегда боюсь после одной понравившейся книги дальше знакомиться с автором: а вдруг это была его единственная хорошая книга? Я читала у Митчелла Облачный атлас лет пять назад, тогда же купила Тысячу осеней, купившись на тему и на автора, но чтение откладывала, потому что знала, что о Японии могут хорошо писать только японцы.
Эта книга отбила у меня желание знакомиться дальше не только с Митчеллом, но и вообще с современной литературой, которая претендует на что-то большее, чем просто развлечение. Спасибо, я лучше беллетристику почитаю, чем буду тонуть еще в чем-то подобном.
От Митчелла ожидаешь литературную игру, неуловимые смыслы и правильную атмосферу. Этот роман пытается быть всем этим, но у него не получается. Авторские допущение в исторических романах не должны давать неверное представление об описанных временах. Я имею в виду человеческую ферму ради обретения бессмертия. Автор вообще любит описывать физиологические подробности, с этим надо смириться, но использовать женщин в качестве свиноматок - перебор. Для романа о Японии этой Японии слишком мало, и возникало ощущение, что Митчелл понахватался каких-то обрывочных знаний, и все их включил в текст. И зачем в принципе реалистичный роман впихивать крупицы мистики, которые не делают ни холодно, ни жарко. Владыка Эномото действительно что-то там с энергией может делать, он действительно был бессмертным, или это фокусы? Про него в принципе мало известно, а он был злодеем на протяжении всей книги. И еще название вводит в заблуждение, кажется, будто роман будет целиком про Якоба, точнее все будет описано с его точки зрения, но в итоге мы имеем полифонию голосов разных персонажей.
Главный героя, Якоб, это отдельная песня. Его заявленная честность не только мешает ему жизнь, но в нужные ему моменты легко исчезает, как будто и не было. Он приехал, чтобы заработать имя и деньги и жениться на девушке, которую любит. И что мы видим? Как только ему попадается на глаза экзотичная Орито, так Якоб ей увлекается, почти не испытывая угрызений совести. Причем увлекается поверхностно, не разобравшись в порядках страны. И когда Орито потребовалась его помощь, он малодушно предавался жалости к себе за то, что его наказали за принципиальную честность. Я хотела бросить читать в конце первой части, когда принципы, которыми автор вертит как хочет, едва не погубили Якоба.
Были светлые моменты, например, доктор Маринус и его цинизм, пугало Робеспьер, обезьяна и противостояние с англичанами. Но доктора можно полюбить лишь к середине, пугало встречается один раз, обезьяна бегает где-то фоном, а англичане появляются только в конце. НО для меня эти моменты никак не перекрывают человеческую ферму.
Автор расставляет акценты по одному ему понятной схеме. Я бы может хотела побольше узнать про Эномото, чтобы понять, кто он такой. Возможно стоило больше рассказать про жизнь Орито, раз она занимала приличную роль в романе. Последние годы Якоба на Дэдзиме слишком скомканы, невозможно понять его отношения с сыном и его матерью. Что стало с остальными персонажами, которым Митчелл не поленился придумать предысторию. Язык у автора как обычно красивый. Но соседство возвышенных описаний взмахов крыльев мотылька с кровью и говном утомляют не меньше, чем недальновидность главного героя.
Лучше бы эта книга так и стояла у меня на полке, жалею, что прочитала.10690