Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Зеленая миля

Стивен Кинг

  • Аватар пользователя
    AxelSFox17 октября 2018 г.

    Книга, которую я долго откладывала в сторону.

    Есть такая неприятная особенность, что когда что-то сильно хвалят, ты подспудно начинаешь думать, что вещь, в сущности, не так уж и хороша и не стоит внимания. А хвалят ее так, для галочки, чтоб не прослыть балбесом на общем фоне оценивших.
    Я очень люблю Кинга, не за треш, мясо и ужасы, а за игру с эмоциями читателя, и не всегда самыми светлыми и добрыми, за грамотное нагнетание атмосферы, за шикарные финалы. А вот его любовь к растягиванию завязки - не уважаю. Ну и кроме этого, сюжет книги не был для меня тайной, слишком много разговоров вокруг шикарной экранизации и о романе вообще. Даже если интересуешься творчеством автора совсем немного, невозможно остаться в полном неведении. Фильм я тоже не смотрела. Ремарка от надежного и довольно сурового друга - "я рыдал, как девчонка" заставила сильно задуматься - а так ли мне это надо. В общем, Зеленую милю я долго не читала, хотя и считала себя фанатом Кинга. Но настало время взяться и за нее.
    И что же случилось? Книга мне ожидаемо не понравилась. Но я понимала, что ту говорит и предвзятое отношении и общая неприязнь к описанию событий времен великой депрессии, да и неторопливость событий. Загадочное убийство в фермерской глуши, нетолерантная Америка 30х годов прошлого столетия и тюрьма для смертников, как одно из основных мест действия - вот и вся экспозиция. Однако потом, повествование начало увлекать. Сначала самим строением текста, где события раз за разом повторяют себя, мечутся из прошлого в будущее. Ведь читаем мы по сути мемуары Пола Эджкума, главного героя, и пишет он их уже глубоким стариком. Этот прием действительно захватывает и позволяет прочувствовать атмосферу тогда, когда Пол был еще в расцвете сил и сейчас, когда он пытается вспомнить все в деталях и расставить события так, как они происходили, но по собственному признанию, уже не может вспомнить точных дат. В книге не много действительно кровавых моментов, страшных и печальных много, кровавых нет и это тоже кажется данью времени. Не стал бы Пол в своих мемуарах смаковать грязь раз за разом. Некоторая цензурированная старомодность присутствует в его повествовании. И ясно дает понять, что говорить начистоту ему тяжело.
    Что касается сюжета в целом, то в середине книги он несколько предсказуем и довольно быстро расставляет приоритеты, кто плохой, кто хороший. Мне кажется, после первого чудесного исцеления от Джона Коффи у читателя уже остается немного сомнений насчет его невиновности. А аллюзии на Иисуса Христа читаются все четче. И завершаются сном Пола о том, что он легионер на Голгофе. И уже ближе к концу книга по настоящему прихватывает за живое. Чудеса исцеления и сострадания, на фоне суровой реальности и чувства глубокой безнадеги просто оглушают. До последнего не вериться, что совсем ничего нельзя сделать, что человеческая жизнь, да и не только жизнь, а дар Божий - помогать людям, которым наделен Джон Коффи не стоит ничего. Что смерть невиновного - просто удобна, а нарушать свой комфорт и привычное течение жизни в которой черный равно преступник - немыслимо для этих людей. Что человек, единственное желание и смысл жизни которого - помогать - сам этой помощи так и не дождется и погибнет страшной, грязной смертью, оклеветанный, среди ненавидящих глаз, которых так боялся. Я до последнего ждала внезапного поворота сюжета и появления героя. Не знаю какого, но явно из тех, которые могут все за раз устроить как надо. Ждала, что проснется совесть у тех, кто прикоснулся к чуду и обладал большей властью, чем Пол, но этого не случилось. И пусть Коффи сам устал от своей жизни, в которой вокруг тьма и боль и он не может спасти всех, это слабо утешает. Финал оглушает и сбивает с ног, он пронзительно печален, он заставил меня закрыть книгу и несколько минут просто пялиться в пустоту и только уж потом, когда поулеглись эмоции строчить дифирамбы книге в ответ на вопросы друзей. Ну и, конечно, смерть Джона Коффи не совсем финальный аккорд и две последние сцены заслуживают внимания. Это рассказ Пола о смерти жены и завершение событий в "нынешней" части повествования, который дает чуть больше объяснений чуду, которое с Полом произошло. Однако, мы понимаем, что Пол не так уж и рад тому, что прикоснулся к чуду, сейчас, через года, он живет среди вечных некрологов друзей, которых пережил и еще переживет, благодаря тому, что его коснулся дар. Некоторую надежду на скорый покой ему дает смерть мр Джингалза, еще одного немаловажного героя книги, но когда он его дождется и сколько потерь еще перенесет. "Иногда, благословение становится проклятием".

    Содержит спойлеры
    12
    531