Рецензия на книгу
Метро 2033 (аудиокнига MP3)
Дмитрий Глуховский
Vitalvass17 октября 2018 г.Глуховский - это трэш
Довольно неприязненно относился к этому произведению, но в принципе, индифферентно. Однако вчера у меня конкретно пригорело от интервью автора, данного сайту 4pda.ru. В нем его спрашивают об играх и книгах по циклу Сапковского о ведьмаке Геральте.
Глуховский признался, что книг о "Ведьмаке" не читал.
[Открывает наугад книгу , лежащую на столе, читает вслух.]
«— Говоришь, видел различные мутации? — поднял голову чернокнижник. — А скольких из них ты угробил за деньги в соответствии со своим ведьмачьим призванием?». Мне кажется, это трэш.Вот так вот! А ведь это, если мне не изменяет память, отрывок из довольно ключевого рассказа. и рассказа с моралью, когда Геральт спорил с магом о том, стоит ли убивать кого-либо превентивно или же нет. В одной этой фразе и во всем его диалоге больше смысла, чем во всех произведениях Глуховского.
Честно признаюсь, я не дочитал "Метро". Я был настроен на что-то очень положительное во всех отношениях, на шедевр отечественной фантастики, однако встретил какой-то литературный аналог игры "Сталкер". "Сталкер" - игра, почти лишенная длинного последовательного сюжета, где даже игровой процесс порой может и не иметь конца. Ходишь по локациям, выполняешь задания, убиваешь оживающих вновь и вновь монстров и бандитов, продаешь их материлизующееся из воздуха оружие, тратишь деньги на патроны для оружия получше и снаряжение взамен износившегося -и это может длиться бесконечно! Зато типа атмосфера, пейзажи, постаколипсис.
"Метро" - это примерно то же самое. Есть претензия на нечто глубокое, но на деле ничего там нет. Есть главный герой, какой-то пацан, живущий с остатками выжившего человечества в "Метро". И там есть противоборствующие группировки, какие-то монстры, все что-то пытаются делать, куда-то идти.
Я слушал аудиокнигу и уже на половине начал осознавать, что это чертовски скучно и не цепляет. Персонажи куда-то стремятся, с чем-то борются, но нет какой-то объединяющей идеи. Все напоминает какую-то зарисовку. Типа "Дом-3: в метро". Поставили скрытую камеру на ГГ и снимают скучные диалоги и скучные потасовки друг с другом и с монстрами. Есть ли в этом какой-то смысл? Да нет. Удовольствия тоже маловато.
А вот еще из интервью:
"- Вы вдохновляетесь играми?- [Оживлённо] Конечно, Fallout! Романтика пустошей — это моё. Если говорить о классических частях, само собой. Года полтора-два назад купил себе последнюю PlayStation и Fallout 4 с мыслями о том, что проведу в их компании новогодние каникулы. Сели с братом, запустили, а через три часа у меня начали вываливаться контактные линзы и я уснул. [Смеётся.] Там настолько медленно разворачивался сюжет, что я не успел увлечься, как заскучал. Вот так у меня закончилось знакомство с игрой.
- В России дико фанатеют по S.T.A.L.K.E.R., Metro и Fallout. Как думаете, откуда у постсоветского человека такая тяга к руинам, мраку и разр- Это наша жизнь. [Разводит руками.] Мы видим в этих произведениях отражение мира, в котором живём. Живём прямо сейчас — весь этот класс и лоск заканчиваются вне Москвы, с филиалами в Екатеринбурге и Питере. Есть места недалеко от МКАД, вроде Лобни, которые выглядят далеко не шикарно."
Вот этот пассаж я вообще не понял. По-моему, люди стараются найти в играх то, чего им самим не хватает в жизни. Например, опасности, адреналина, насилия, крови. Если ты живешь в мире, подобном "Сталкеру" или "Фоллауту", ты не будешь искать того же самого в игре (если, конечно, в таком мире ты вообще сможешь играть во что-либо). Наоборот, захочешь почитать фэнтези из разряда "высшие эльфы пафосно говорят друг с другом" или "рыцари в сверкающих доспехах пируют в сияющем замке". Ну, просто, чтобы отвлечься от реальности.
Так что стремление людей окунуться в антиутопии говорит о том, что жизнь наша повседневная для большинства жителей нашей необъятной Родины не столь беспросветна и кошмарна. Страшно даже подумать, но улицы не пустуют, люди по ним ходят без оружия, даже мутанты из канализации не вылезают... И радиации практически нет. И кислотные дожди не льют.
Кроме того, серия Fallout популярна не только в России, но и практически во всем мире ничуть не меньше.
Так что напрасно Глуховский уверяет нас, что его писанина сама по себе по своей тематике и выбранному сеттингу очень востребована в нашей стране.
Она востребована среди людей с довольно низким вкусом, людей, не избалованных разнообразием хорошей и качественной фантастической литературы, не слишком образованных, в общем-то, людей. Для них и диалоги Артема с Ханом о какой-то повседневной хрени будут верхом словесного искусства. Ну, и подростки схавают.
А я даже дочитать не могу.7971