Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The House of the Spirits

Isabel Allende

  • Аватар пользователя
    Аноним15 октября 2018 г.

    Мне нравится знакомиться с новыми писателями из разных стран и благодаря игре "Вокруг света" я сделала для себя много интересных открытий.
    Книга "Дом духов" Исабель Альенде приоткрыла для меня дверь в латиноамериканскую литературу, которую я знала в основном по книгам Пауло Коэльо, Федерико Андахази, и то, достаточно поверхностно.
    Прочитав книгу, я поняла, что мне очень сложно о ней написать, она вызвала у меня много противоречивых ощущений, хотя книги с длинным историческим периодом и семейные саги мне нравились всегда, также, как и магический реализм.
    В этой книге мне был интересен временной интервал - повествование затрагивает длинный отрезок времени на стыке веков. Мы видим историю изменения страны и цепочку происходящих в ней событий, через историю одного семейства - повествование в основном ведется от имени Эстебана Труэба и через дневники главных героев.
    Интересно замалчивание в книге касательно названия страны, исторических имен, оказавшихся в центре сюжета. Мы видим лишь упоминание - Кандидат, Президент, Поэт.
    История страны показана реалистично, в ней упоминается и разрушительное чилийское землетрясение и захват власти диктаторским режимом Пиночетта, с последующими репрессиями. Как и история страны, история жизни героев произведения полна трагизма, жестокости, всепоглощающей любви и страсти, отчаяния и боли. Местами в книге такая концентрация жестокости, что хочется прекратить чтение, а некоторых героев начинаешь ненавидеть, но на их примере хорошо видно, что зло чаще всего порождает еще большее зло, а копившаяся годами ненависть и обида могут превратить слабого человека в откровенного садиста и захлестнуть его желанием мести... Любви в книге уделено особое место, практически все поступки героев берут свои истоки в этом чувстве - она помогает им бороться с трудностями жизни, противостоять обстоятельствам, сохранить надежду и выжить в самые чудовищные моменты. Интересна мысль о прощении главной героини своего мучителя в конце книги, возможно, цепочка сплетения судеб этих семей и сотворенного в прошлом зла прервется окончательно для будущих потомков, хотя пережив такой страшный эпизод в жизни и сохранить достоинство и разум, мне кажется возможно только чудом.
    Одно из противоречивых чувств у меня вызвал магический реализм в этом произведении. Здесь он выступает фоном, он придает специфический акцент и нотку легкости истории главной героини, но мной он воспринимался здесь достаточно тяжело. Волшебной атмосферы и воздушности здесь нет, вся магия концентрируется вокруг одной из героинь - Клары. Противовесом волшебства и легкости магического реализма выступает жестокая реальность жизни. Это и грубый эгоистичный муж Клары - Эстебан Труэба, и его сын-бастард, и кровавый режим пришедший к власти, и даже катаклизмы природы. Вообще жестокость и натурализм в книге присутствует с избытком, пытки, насилие, садистские наклонности некоторых героев, даже собака и ее случки.... Честно говоря, магический реализм у меня совсем с другим ассоциируется, взять и вспомнить тот же "Шоколад" Джоанн Харрис - теплый, укутывающий, воздушный, здесь ничего этого нет.
    У меня создалось ощущение, что автор хотела отделить с помощью Клары два исторических периода в жизни страны. Первый период наполненный сложностями старого устройства мира, привычного и вполне устойчивого для правящего класса и зажиточных семейств, в котором еще возможно увлечение магией и волшебством, тайны и загадки способны разрешаться с помощью карт и стеклянного шара. А жизнь благородной богатой женщины может быть воздушной и не обязывающей к серьезным делам.
    И второй - тяжелый период революции, установления диктатуры, зачисток, пыток. В этом новом мире совершенно не нужно ни колдовство, ни легкая магия Клары. Магический реализм заканчивается с ее смертью, ее дочка и внучка не получили этот дар от нее. Магия уступила место выживанию и суровой действительности.
    Также меня не порадовало в книге то, что достаточно часто автор показывает нам, что дальше в повествовании будет поворот сюжета, который будет еще более трагичен, что чувства главных героев подвергнутся или не подвергнутся еще большим испытаниям и так далее. Я не поняла этого приема автора, он напомнил мне сериалы, в которых резко обрывается серия на самом интересном месте и ты ждешь следующую серию с интересом, но это книга, а сериал и мне кажется, здесь этот подогрев интереса читателя не совсем хорошо удался.
    Еще один противоречивый момент, который не очень понравился - слишком много клише: горячие юноши из низов, жестокие деспотичные богатые отцы девушек, влюбленных в этих юношей. Любовники и любовницы, отдающиеся своим страстям под звездным небом без мыслей о возможных последствиях и появляющиеся внебрачные дети, не знающие своих отцов/или знающие и мстящие им... Вот этого в книге очень много, я бы сказала с избытком.
    Но, несмотря на эти спорные моменты, книга мне скорее понравилась, чем нет. Но, я закрыла глаза на магический реализм, все же, на мой взгляд, его здесь совершенно нет и атмосфера у книги иная. Интересно узнавать и наблюдать через историю нескольких поколений одного большого семейства за историей отдельно взятой страны и ее народа. Мне эта книга напомнила книгу "Нью-Йорк" Эдварда Резерфорда, рассказанную также через династийность о истории становления города Нью-Йорка. Тем, кому интересен такой стиль написания,возможно, будет интересна и эта книга. Я обязательно продолжу знакомство с авторами из Латинской Америки, думаю, что они смогут меня ни раз приятно удивить.

    7
    324