Рецензия на книгу
Монахиня
Дени Дидро
Аноним11 октября 2018 г.Совершенно великолепная книга, особенно она уникальна годом своего написания. За такую крамолу Дидро должен был, конечно, перенести многое.
Перед нами время, когда женщина являлась строго зависимым существом. Более-менее благородные, хорошего происхождения дамы, будучи девочками, росли под опекой отца, а после переходили в ведение мужа. Вариантов - жить одна и самой зарабатывать себе на жизнь - просто не существовало. Более низкое сословие, конечно, могло быть всяким прачками, поломойками, но нормально жить они могли тоже только с мужским заработком, женщинам же платили в несколько раз меньше. Был еще половинный вариант, работать гувернанткой, но тогда женщина зависела от хозяина. Что же было делать с девушками из семейств, мнящих себя достаточно родовитыми, но неспособными финансово обеспечить полагающееся приданое? Да все просто, их сдавали в монастырь. Служение богу - вполне благородное занятие, прилично упомянуть об этом в обществе. Правда, бесплатно монастыри тоже не принимали, чтобы попасть в какой-нибудь более-менее приличный, расположенный в хорошем месте, где не умрешь с голоду, надо было внести взнос. И все же он (по всей видимости) был меньше, чем просили благородные женихи.
Посмотрим с точки зрения общества: невинность юных дев тщательно охраняли, если не нашли жениха, так уж лучше пусть молится богу, чем будет обречена на одинокую жизнь, а, может, под сторонним дурным влиянием, и на разврат. Какие благородные цели! (тьфу, что-то прицепилось ко мне это слово).
Вот только какой-то странноватый взгляд был у них на грех. Мать нашей героини согрешила и родила дочку от другого мужчины. Она пыталась скрыть это от мужа, и, благородно (тьфу), отказалась брать его деньги (а своих женщины почти не имели) дочери на приданое, кое-как собрав ей только на взнос в монастырь. Т.е., она считает себя грешницей, виновной перед мужем, не хочет обделять его родных дочерей. Ну, это понятно. А как же она относится к нашей героине? Ведь та ей предлагает даже такой вариант: попытаться выйти замуж без приданого, просто за счет симпатичного личика. Вполне реальный вариант. Как думаете, что отвечает мать? Нам сейчас и не догадаться. Что дочь жестокая, немилосердная, потому что мучает мать своим присутствием в доме, вечным немым напоминанием о грехе, что она должна была удалиться в монастырь из чувства признательности к матери и т.д., и т.п. Вот такова логика и понятие о грехе! Т.е. на дочку ее прегрешения не распространяются, напротив, чуть ли не она считается их виновницей.
Так что нашей героине остается только одна дорога, в монастырь. И тут начинается все самое интересное. Наша героиня обладает очень сильной волей и выдержкой. При этом она хорошо воспитана (в почитании старших, в истинной вере и пр.). А мы постепенно узнаем нравы монастырских жителей изнутри. Как настоятельницы (не мытьем, так катанием) склоняют бедных юных жертв на постриг, каковы нравы внутри самого этого божьего дома ( несколько десятков женщин, еще и под женским руководством, кошмар!), про просыпающиеся в них черты, совсем не подходящие прилежным божьим слугам, про их жестокость, садизм (который они оправдывают в душе), в конце концов, даже разврат. И через это все наша героиня пройдет незапятнанной, чистой душой, не сломится и физически, но так и не сможет добиться официальными путями освобождения от этой каторги души. Но она не перестанет бороться и тогда, и решится на последний отчаянный шаг.9773