Рецензия на книгу
99 франков
Фредерик Бегбедер
Аноним10 октября 2018 г.Все продается. Любовь, искусство, планета Земля, вы, я. Особенно я.Ну все, могу задирать нос и гордо говорить, что книга-откровение ничего нового для меня не открыла. Нет, это, конечно, слабенький повод для гордости (а на самом деле — вообще не повод), но обидно, когда ждешь каких-то нестандартных мыслей про рекламный бизнес, аннотация обещает дерзкое разоблачение, а в итоге оказывается, что все не так уж и ново. Даже сам Бегбедер выдает интересные рассуждения — но только на первых десяти страницах, а дальше пережевывает их снова и снова. У меня два варианта: то ли автор считает читателей идиотами, то ли отчаянно пытался натянуть сову на глобус (читать: выдать роман, когда материала хватило бы на коротенький анекдот). Впрочем, полагаю, верны оба предположения.
Зато в чем Бегбедер преуспел, так это в мерзости. Есть, конечно, разная мерзость — та, что добавляет реалистичности в фантастический мир, создает атмосферу в ужастике или просто служит художественным приемом для донесения каких-то гениальных рассуждений. Но здесь — это просто болото, в которое затягивает читателя. Грязь ради грязи, пафос и показушный цинизм.
Главный герой здесь, ну... Ок, можно назвать его антигероем, но по факту — унылый, неинтересный обломок человека, жизнь которого состоит из каких-то животных радостей. Он пытается возвыситься над людьми, но показывает себя куда более низменным и примитивным, чем каждый из окружающих. И впервые за долгое время мне хочется выдать шаблонное "как же мне его жаль". Потому что ну что должно стать с человеком, чтобы он вообще не видел вокруг ничего хорошего? Правда, сквозь сочувствие так и прорывается цитата модного когда-то мистера Фримена: "Но если ото всех воняет говном, может, это ты обосрался?".
И такая подача, не говоря уж о скудном языке, убивает любой шанс на удовольствие. Ладно бы еще действительно было что-то революционное или хотя бы любопытное, но в таком виде, как оно есть, все тот же массмаркет, только грамотно продвинутый под видом контркультуры. Зато сам факт того, что этот недо-роман настолько популярен — доказательство всемогущества рекламного бизнеса, способного любую навозную кучу представить потребителю как конфетку.
382,4K