Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

День гнева. Принц и паломница

Мэри Стюарт

  • Аватар пользователя
    Аноним8 октября 2018 г.

    Мне очень понравилось начало Дня гнева, по стилю и вызываемым ощущениям сходное с первыми тремя книгами. Для меня это было, как возвращение домой. Все эти знакомые имена, места, от одних названий бежали мурашки по коже. Было очень интересно соотносить события Дня гнева и Последнего волшебства, потому что поначалу они происходят параллельно. Приятно было узнавать, что стоит за теми или иными словами, раньше героев, знать, что Мерлин, например, не мертв. И все такое. Плюс к этому, описание жизни на Оркнейских островах очень напомнило Волшебника Земноморья, и это тоже было очень приятно. Плюс потрясающая сцена в пещере у моря, где Моргауза проверяет волшебную силу Мордреда.
    Но чем дальше я читала, тем менее и менее интересно мне становилось. Как только события сравнялись с финалом Последнего волшебства и пошли дальше, как будто началась другая книга. Взрослый Мордред – совсем не тот герой, глазами которого приятно следить за событиями. Вообще смотреть на этот мир глазами не Мерлина мне не понравилось. Мерлин видел за каждым камнем что-то большее, каждая капля воды и отсвет огня были для него исполнены значения, и этот взгляд на мир был, как я сейчас понимаю, основой того волшебного впечатления, которое оставляли первые три книги. Мордред же просто человек, и он тупо скучный. Удивительно, как можно быть скучным, зная о своей предсказанной судьбе, нося в душе такие бури и вообще пережив то, что пережил он, но тем не менее. Даже самые напряженные события в его изложении выглядели как-то сухо.

    С автором тоже как будто что-то произошло ближе к середине. Все волшебство ушло из языка, ладно, спишем это на то, что рассказчик – не Мерлин, а Мордред, может, это авторский ход. Но появились такие вещи, как многостраничные описания политической обстановки, причем написанные (или переведенные?) так, что фиг вникнешь, кто куда чего и как, при этом некоторые важные события из жизни героев описаны одной-двумя строчками. Вначале нам подробно рассказывают о жизни Мордреда на Оркнейских островах, а в середине оказывается, что у него там уже дети есть с того времени. Может, неплохо было бы упомянуть о том, откуда они появились, когда описывалась еще его юность? Или вот «Бедуир женился», может быть, стоило уделить этому больше внимания? И так во многих моментах.
    И совсем уж я была разочарована отсутствием Мерлина. Нет, там есть один прекрасный эпизод, когда Мордред приезжает в Брин Мирддин и находит там «Мерлина». Правда прекрасный эпизод, трогательный, красиво написанный. Но в остальном Мерлин упоминается только когда кто-то упоминает о пророчестве. А то, что его сила теперь заключена в Нимуэ (почему Вивиану нужно было превратить в Нимуэ?), вообще никак в книге не используется. Волшебница занимается… чем? Два или три раза за кадром дает советы Артуру, один раз беседует с Мордредом, ну и в конце упоминается. Ничего, что в предыдущих книгах Артур без этих двоих шагу не мог ступить? Куда все это делось?
    В общем, я разочарована, хотя начало такого разочарования не предвещало никак. Невольно вспоминаются слова Галины Юзефович, что иногда авторы пишут вещи, во много раз превосходящие их талант, как случилось с Мэри Стюарт и трилогией о полых холмах. Теперь я понимаю, что она имела в виду, такое ощущение, что трилогия писалась под каким-то божественным озарением, а День гнева – уже без него. И ведь сама по себе книга не так уж плоха, но очень уж сильно она проигрывает своим предшественницам. Я читала и скучала по ощущению любви и доверия, которым была пропитана третья книга, когда что бы Мерлин не сделал, как бы события не повернулись, я всегда знала, что Артур будет на его стороне, будет безгранично ему доверять. Здесь же все наоборот, ощущение постоянного недоверия, недоброжелательства, очень грустно было его испытывать, читая про этот мир.

    Если День гнева - это мир Мерлина и Артура без Мерлина, то Принц и паломница - это мир Мерлина и Артура без Мерлина и Артура. Это странно и, честно говоря, неинтересно. Опять-таки, красота мира не чувствуется, а политика слишком грузит. Зато здесь больше внимания уделяется Моргане, раскрытию ее образа, чего мне немного не хватало в первых книгах. Было бы вообще здорово, если бы ее образ был каким-то особенным, а не повторял образ Моргаузы.
    Может быть, для тех, кто знаком с первоисточником, с Мэлори, это будет интересно. Для меня же это были герои, которых я в первый раз увидела на страницах этой книги и не очень поняла, почему должна им сопереживать.
    И сама задумка с граалем меня, если честно, расстроила. Я была восхищена концовкой Последнего волшебства, словами, что грааль - не для этих героев, что свою роль он сыграет потом, и это будет "уже совсем другая история". И я не думала, что эта другая история начнется так быстро.

    Содержит спойлеры
    5
    415