Рецензия на книгу
The Chronicles of Narnia: The Last Battle
C. S. Lewis
Аноним2 октября 2018 г.Как Аслан решает проблемы
Предыдущие две по хронологии книги довольно скучны и не столь претенциозны, но необходимо дать все же по ним краткое пояснение, потому что без них сложно понять основную мысль этого "библейского фэнтези".
"Покоритель Зари"
Эдмунд, Люси и малолетний дебил и мудак Юстас попадают на корабль короля Каспиана, совершающего далекое путешествие. Каспиан преследует две цели: 1) найти семь пропавших лордов, приближенных покойного папаши 2) достигнуть края света. При этом, что важно, идейным вдохновителем второй цели является типа храбрый и типа благородный рыцарь Мыш Рипичип - говорящая двуногая мышь со шпагой.
Дебил и мудак Юстас поначалу ведет себя соответствующе этим эпитетам, но внезапно перевоспитывается и становится "хорошим мальчиком", в одночасье, без всякого перехода. Его присутствие, и присутствие остальных детей из Англии на первый взгляд не несет никакой цели. Однако у Аслана ничего не бывает просто так.
Поиски семи лордов нужны только Каспиану. А край света нужен поначалу всем, ведь там по преданию есть страна Аслана. Оказывается, мир Нарнии представляет из себя плоскую Землю, с которой вода выливается, как со стола.
Когда король замечает, что круглая Земля - это весьма интересно, ведь там люди стоят вверх ногами, Эдмунд замечает:
Круглый мир ничуть не интересен, когда ты на нём живешь.Религиозно настроенный Льюис как бы намекает, что эта чертова наука, проклятая астрономия сделала мир скучным и неинтересным. То ли дело плоская, как стол, Нарния!
В итоге многие понимают, что край света - это верная смерть, и страна Аслана - это скорее всего и есть "тот свет". До конца хочет идти один лишь Рипичип, и он уплывает вдаль на маленькой лодчонке. А остальные возвращаются домой.
Я долго думал, в чем здесь смысл? Мне показалось, что Рипичип выражает какие-то ницшеанские идейки.
"Я люблю того, кто из своей добродетелеи делает свои наклонности и свою судьбу: так, ради своей добродетели он хочет жить еще и не жить более"
"Я люблю того, кто свободен духом и свободен сердцем, ибо его голова есть лишь внутренность его сердца, но сердце влечет его к гибели"
Безусловно, Аслану такие устремления не очень нравятся. Я склонен полагать, что все путешествие было задумано, как способ устранения небогоугодного и слишком баламутящего воду Мыша. Рипичип ведь занимал высокое положение в иерархии Нарнии. Чего доброго, еще войну устроит... Тогда Аслан организует путешествие с одной целью - дать Рипичипу навязчивую идею, которая приведет его к гибели. А дети и Каспиан нужны, чтобы Рипичип тупо не сдох по пути, ну и для очередного морализаторства.
Серебряное кресло
Книга настолько скучна, что я даже не осилил ее. Опять какие-то беды у нарнийцев, новые дети рвутся их спасать. Одно лишь примечательно - здесь Аслан куда более откровенен, чем раньше.
Дети изначально хотели попасть в Нарнию и вслух выражали свое желание. И попали туда, и встретились с хитрожопым львом.
– Я подумала… нет ли здесь ошибки? Понимаете, никто нас не звал. Это мы попросились сюда. Юстэс сказал, что надо кого-то попросить – не знаю кого, – и он нас, может быть, впустит. Мы попросили, и дверь оказалась открытой.
– Вы не воззвали бы ко мне, если бы я не воззвал к вам, – сказал лев.Вот как оно получается! Аслан-Иисус ради достижения своих целей телепатически контролирует дети и просто-напросто не оставляет им выбора.
Из этого отрывка ясно, что КАЖДОЕ попадание детей в Нарнию неслучайно! Все это инициировано Асланом в своих целях.
Итак, последняя книга цикла - "Последняя битва".
В Нарнии снова проблемы. Вместо Аслана появляется самозванец в шкуре льва, который приводит в Нарнию полчища захватчиков - тархистанцев. Это тоже Хомо Сапиенс, но с одним существенным (по мнению Льюиса) недостатком - они ЧЕРНЫЕ. То есть, уже не совсем люди, таким Нарнию не доверишь, а значит, они ходячее зло. А еще они поклоняются антиподу Аслану - злой богине Таш.
В результате Таш приходит в Нарнию, и начинается война на уничтожение.
Разумеется, Таш - это аналог антихриста.
Нарнийцы в большинстве своем показывают себя с худшей стороны. Они забывают Аслана и перестают в него верить, хотя ситуация показана на примере горстки тупых животных и гномов, а не всего народа, представляющего из себя, наверно, гораздо большее население.
Аслан призывает в Нарнию всех героев из нашего мира, детей, молодых, старых и отправляет их в какую-то другую Нарнию, копию старой, но получше, попристойнее. Там и травка зеленее, и солнышко ярче.
А старую Нарнию Аслан просто уничтожает, погружает в вечную ночь и стирает, словно ластиком!
Сказать, что я оторопел - ничего не сказать.
Однако это действительно по-божески - решать проблемы таким способом. Точно так же еврейский боженька торговался с Авраамом, точно так же он уничтожал Содом и устраивал всемирный потоп, не няньчась с каждым праведником по отдельности.
Если человек сумасшедший верунчик, как Льюис, он с восторгом принимает такую идею и оправдывает действия бога тем, что, во-первых, он бог, а во-вторых, лес рубят, щепки летят. Так что даже с могущественным Асланом не надейтесь на справедливый и беспристрастный суд.
Также дети узнают, что в том мире своем они все погибли в железнодорожной катастрофе. Эту идею они принимают с восторгом, ведь теперь они попали в загробный мир, и сразу в рай - за то, что верили в Аслана!
В этом раю они встречают всех, кто сыграл в ящик раньше в незапамятные времена - сатира, Каспиана, Рипичипа (а вы думали, он не сдох на краю света?).
Дети с осуждением высказываются о Сьюзен, которая "забыла Нарнию" и смеет жить примитивной человеческой жизнью, и выражают надежду, что она вскоре присоединится к ним. То есть, поскорее сдохнет. Видимо, это ее отречение от истинной веры позволило избежать глупой и бесславной смерти в железнодорожной катастрофе, с чем я ее искренне поздравляю. И да, нет сомнений, что катастрофу организовал Аслан, убив при этом всех остальных пассажиров.
Здесь я с ужасом обнаруживаю, что Льюис дискредитирует и саму библию, поскольку призывает не бояться смерти, а ждать ее, как избавления от страданий. Жизнь по нему - это просто страшный сон, а после смерти мы наконец "просыпаемся". Так Аслан в конце и говорит.
И вот такую откровенно вредную, античеловечную, суицидальную чушь Льюис впаривает детям в своих убогих сказках, начинающихся всегда со словом "жил-да-был..."!
Кроме того, в книге не без глупых и откровенно пошлых (не в смысле скабрезных шуток) моментов.
– Да, – подхватила королева Люси, – в нашем мире тоже был однажды такой Хлев, где внутри было нечто большее, чем весь наш мир.Да мы уже поняли, еще с первой книги, что вы пересказываете вашу любимую Библию! Еще тут есть персонаж осел, ведь на осле Иисус изволил кататься!
Надеюсь, этот религиозный сектантский шлак не экранизируют.241,9K