Рецензия на книгу
Человек-зверь
Эмиль Золя
AlexandraZ27 сентября 2018 г.Человек- это зверь, существо беспощадное, бессовестное, следующее своим инстинктам и потакающее своим желанием. В романе не только Жак оказался зверем, а все герои, которые так или иначе участвуют в этой истории. Череда бессмысленных убийств, которые должны были привести к каким-то целям, отсутствие сострадания и стыда после совершенного преступления, безразличие к допущению даже самой мысли о страшном поступке забирая жизни у другого человека- это все они, звери в человеческом обличии.
Главный герой Жак- сын Жервезы Лантье, который изо дня в день борется с желанием убивать. Страшно, не правда ли, обнаружить в себе такой ужасающий порыв и стараться его угомонить. Став случайным свидетелем совершенного убийства, у него все чаще возникает вопрос, почему другие могут, а он, в силу сдерживающих факторов и остатков здравого смысла, не может совершить этого злодеяния.
По некоторым стечениям обстоятельств, Жак встречается с Севериной- девушкой, которая предстала перед ним в образе человека, который смог пойти на то, чего он так давно хочет и не может выполнить. Именно Северина, кроткая и тихая на вид, смогла (хотя, не своими руками) решится на преступление, и даже не на одно.
«Она возвышалась над ним- не посмевшим убить». Жак, преклоняясь перед этим божественным существом, влюбляется в красавицу, тем самым ненадолго остудив бешенное желание убивать. Но не может человек вдруг измениться от такого недуга, такого нечеловеческого желания, и страсть к умерщвлению живой души опять всплывает с еще большей силой.
Казалось бы, Жаку выпадает шанс осуществить мечту- убить мужа Северины, чтобы навсегда соединится со своей любовью. Но наш герой, испытывая неимоверные муки какой-то неизвестной совести, не может совершить задуманное.
«Убить этого человека? Господи! Да какое он имеет право?»
«Заповедь «не убий» всосалась в него тоже с молоком бесчисленного ряда поколений. Его утонченный мозг и развитая совесть с негодованием и ужасом отвергали убийство, как только он начинал его обдумывать. Да, можно убить бессознательно, в инстинктивном порыве, но убивать умышленно, по расчету и ради собственной выгоды…».В конце концов желание и страсть берут свое, и Жак умерщвляет то единственное любимое и ценное, что у него когда-либо было, объясняя этот порыв желанием обладать этим бессмертно и вечно.
Но природа человека такова, что, сделав один раз, ты никогда уже не остановишь сей порыв, а только раззадоришь его. Жак так и никогда не сможет избавится от навязчивой мысли убивать бессмысленно, беспощадно.
В этой книге зверями оказались все герои. Мизар, который убил свою жену ради злополучных денег, Флора, погибающая от безответной любви, решившая убить и Жака и Северину, Рубо, который в порыве ревности перерезает глотку дяде Северины. Всеми ими неотступно правила одна мысль: убить, не чувствовав при этом никаких угрызений совести.
Так и вышло. Только каждый из них в итоге получил совершенно не то, чего ожидал от этого действа. Получается, что все злодеяния были бессмысленны. Зло- бессмысленно само по себе, какой бы мы смысл не постарались вложить в убийство, это не принесет никаких положительных эмоций.
Особенно интересной показалась мне история господина Рубо, а именно изображение его моральной деградации после совершенного преступления. Самое интересное, что не муки совести за совершенное довели его до такого плачевного состояния, до полнейшего разложения его души, а именно то, что он сделал- посмел убить, тем самым превратив себя именно в животное, зверя, которым движут исключительно животные инстинкты, который уже безразличен к самой жизни в целом.
«Неумолимый процесс нравственного разложения медленно и исподволь разрушал его личность, казалось, нож, которым он умертвил Гранморена, рассек все нити, связывающие Рубо с прежней жизнью, и он не в силах был их связать».
«Нельзя сказать, что Рубо мучили угрызения совести, что он искал забвения, дело было в другом: его семейная жизнь разладилась, все было непоправимо испорчено, и он обрел утешение в эгоистическом удовольствии, которое мог вкушать один,- безраздельно предался страсти, довершавшей его разложение».Также, удивительно интересно было читать про «одушевление» Лизон- верную спутницу Жака в его тяжелой работе- строптивую, свободолюбивую, работящую. В первые секунды после крушения в голове Жака были мысли исключительно об этой железной машине, которая уже никогда не поедет в свое привычное путешествие.
«Тогда Жак, поняв, что Лизон умерла, снова закрыл глаза, он тоже хотел умереть. Он чувствовал такую слабость, что казалось, в самом деле умрет вместе с последним легких вздохом машины».И именно это кажется мне самым страшным в романе. Люди не переживают за других людей, их не трогает тот факт, что несколько семей погибли, что маленькие дети лежат под обломками стальной машины, что части тела разбросаны по всему периметру и слышны предсмертные вздохи. Люди скорбят только об огромном бездушном гиганте, одушевленной машине. Люди-звери.
6972