Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Альтист Данилов

Владимир Орлов

  • Аватар пользователя
    Аноним15 сентября 2018 г.

    Музыка мысли

    Весьма необычное произведение. С одной стороны можно отнести его к жанру мистического реализма, с другой - это социально-психологический роман. Фантастического тут не так много, как могло бы быть. Главный герой, альтист Владимир Данилов, является демоном только по отцовской линии. Матерью его была земная женщина. И пусть свое образование он получил в демоническом мире, живет Владимир в Москве в теле обычного человека. Данилов редко пользуется своими возможностями демона. Не вылезает из долгов, ездит на общественном транспорте, работает в поте лица. Более того, он позволяет своей бывшей жене ездить на его шее и предотвращает беды. Разве это достойное поведение для демона? Нет, нет и нет. Потому-то ему и назначают время "Ч" вышестоящие инстанции.
    Орлов очень подробно описывает потусторонний мир Десяти Слоев, откуда и приходит в наш мир всякая нечисть, дабы сбивать с пути истинного и строить козни. Это одновременно и попытка объяснить строение мира, и шутка в адрес многих наших земных учреждений. Особенно мне понравилась "Академия домашнего хозяйства". Оказывается, именно там придумывают так называемые мнимые рецепты.


    На вид рецепты должны были быть как бы подлинными, но один или два компонента их по давней традиции (и фараоны кушали пшеничные лепешки, испеченные по тем рецептам) полагалось вводить ложные. Данилову попался сейчас на глаза составитель рецептов для варки клецек. Как этот мученик страдал над газовой плитой! Гремел кастрюлей, эмалированной, пятилитровой, чадил, бранился. Клецки из манной крупы получались у него все ровные, круглые и вкусные. Стало быть, брак. Ему надо было сварить клецки, которые бы разбегались. Он и Данилова, стоявшего рядом, в усердиях не замечал. Наконец сообразил: следует меньше класть муки. В пляс пустился от радости. В кастрюле у него плавало теперь нечто безобразное, лохматое

    Готовить я люблю и готовлю не плохо, но иногда действительно попадаются такие вот жуткие рецепты. Теперь хоть понятно откуда они берутся.
    Вернемся к Данилову. Являясь демоном только по договору, он переходит в демоническое состояние с помощью браслета.


    На одной из пластинок браслета была художественно выгравирована буква «Н», на соседней – буква «З». Стоило Данилову рукой или волевым усилием сдвинуть пластинку с буквой «Н» чуть вперед, как он сейчас же переходил в демоническое состояние. Движение пластинки с буквой «З» возвращало Данилова в состояние человеческое. Быть демоном и человеком одновременно Данилов не имел права.

    Когда Владимир стал необычайно хорошо играть на альте, он постоянно проверял не сдвинулась ли пластинка, не исполняет ли он произведение, находясь в демоническом состоянии. Но нет. Когда он музицировал, то всегда оставался человеком, а стало быть не имел никакого преимущества перед другими артистами оркестра. Когда Данилов лишился своего альта Альбани и стал играть на альте за триста рублей (для сравнения: Альбани он купил за три тысячи), то и тогда его музыка не стала хуже. Ведь звуки исходили не от инструмента, а из его души. Порой артист может сыграть большее, нежели то, что написал композитор.
    Так автор потихоньку раскрывает тему музыки мыслей. В то время, как и сейчас, импровизация могла существовать только в джазе. В оркестре же играли исключительно по нотам. Музыку сочиняли следуя правилам. Но ведь музыка это один из языков, на котором мы может выражать свои мысли и чувства. И все знаменитые композиторы на самом деле были импровизаторами.
    Тут в противовес этой теме Орлов ставит новое (скорее всего, выдуманное им же) направление в музыке, тишизм. Есть ведь теория, что передавая свои мысли с помощью слов, люди коверкают истину.


    «Истина – вне слов»

    Так же и музыка. Артист играет что-то одно, а зритель слышит нечто совсем иное. Так зачем же тогда звуки? И не лучше было бы слушать внутреннюю музыку, свою собственную? Что если истина музыки находится все звуков?
    Так появляется борьба Данилова: пойти ли за новым направлением или играть на альте так, как думаешь?
    Разумеется, я не буду рассказывать что Данилов выбрал, тишину или звук. Скажу лишь напоследок, что роман Орлова полон философских рассуждений и напоминает музыкальное произведение, гармоничное и волнующее.

    19
    1,2K