Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Яма

Александр Куприн

  • Аватар пользователя
    linora-vesta10 сентября 2018 г.

    Небольшие спойлеры.

    Одна из лучших книг, прочитанных в августе. Вот насколько я не люблю любовную прозу Куприна, настолько же мне нравится его произведения, где он затрагивает социальные проблемы.Характеры изумительные. Тамара, Любочка, Женька выписаны мастерски. Куприн не давит на жалость. И очень тонко замечает особенности поведения своих героинь. Наивные как дети, но в то же время занятые совсем не детскими делами. Романтичные, охочи до пылких страстей, мечтающие втайне уйти от беспутной жизни

    .В журналисте Платонове я узнала самого Куприна. Действительно, даже в их биографии много общего. И в сцене, когда в дом Анны Марковны приезжают студенты, есть очень интересные диалоги, о писательстве в том числе:«Читаю я, как один французский классик описывает мысли и ощущения человека, приговоренного к смертной казни. Громко, сильно, блестяще описывает, а я читаю и... ну, никакого впечатления: ни волнения, ни возмущения — одна скука. Но вот на днях попадается мне короткая хроникерская заметка о том, как где-то во Франции казнили убийцу. Прокурор, который присутствовал при последнем туалете преступника, видит, что тот надевает башмаки на босу ногу, и — болван! — напоминает: «А чулки-то?» А тот посмотрел на него и говорит так раздумчиво: «Стоит ли?» Понимаете: эти две коротеньких реплики меня как камнем по черепу! Сразу раскрылся передо мною весь ужас и вся глупость насильственной смерти...»

    «– Нет, я ничего не собираю, – продолжал спокойно и серьезно репортер. – А материал здесь действительно огромный, прямо подавляющий, страшный... И страшны вовсе не громкие фразы о торговле женским мясом, о белых рабынях, о проституции, как о разъедающей язве больших городов, и так далее и так далее... старая, всем надоевшая шарманка! Нет, ужасны будничные, привычные мелочи, эти деловые, дневные, коммерческие расчеты, эта тысячелетняя наука любовного обхождения, этот прозаический обиход, устоявшийся веками. ..
    Страшнее всяких страшных слов, в сто раз страшнее, какой-нибудь этакий маленький прозаический штришок, который вас вдруг точно по лбу ошарашит».

    И ведь Куприн прав. Сам он мастерски использует этот прием. Вот читаешь, читаешь, а потом вдруг:

    «Дети мои, кажется, у нас никогда не было случая, чтобы мы пускались друг с другом в откровенности, а вот я вам скажу, что меня, когда мне было десять с половиной лет, моя собственная мать продала в городе Житомире доктору Тарабукину. Я целовала его руки, умоляла пощадить меня, я кричала ему: «Я маленькая!» А он мне отвечал: «Ничего, ничего: подрастешь». Ну, конечно, боль, отвращенье, мерзость... А он потом это пустил, как ходячий анекдот. Отчаянный крик моей души».

    Изнасиловать ребенка и пустить это как анекдот. У меня нет цензурных слов…

    А вот самый страшный персонаж, как по мне - это Лихонин. Его трусливый малодушный поступок не имеет никакого оправдания. Все равно, что приемного ребенка вернуть обратно в детдом или вышвырнуть котенка на улицу.

    Повесть невероятно реалистичная, от того местами читается тяжело.

    Не понравилось мне лишь то, что линия сутенера Горизонта не раскрыта. Там было, где развернуться, но почему-то Куприн быстро оставил его, отчего начало второй части выглядит несколько чужеродно.

    И все же «Яма» - одно из лучших произведений Куприна. И какое говорящее название…Рекомендую всем.

    6
    754