Рецензия на книгу
Избранное
Абай Кунанбаев
Аноним3 сентября 2018 г.Гений казахской поэзии
Творчество великого казахского поэта Абая Кунанбаева — это кладезь мудрости и действительности житейских дел. Вдохновенные строки, выведенные умелой рукой поэта, заслуженно стоящего в одном ряду с титанами мировой литературы вроде Пушкина, Лермонтова, Гёте и т.д., никого, в ком горит свет ума, не оставят равнодушными. Нет у Абая тех стихотворений, которые не несли в себе глубокого посыла, обращения к будущим поколениям, которые не задавали бы вопрос: «Так как мы будем жить?»
Вполне закономерно, что критикуемые — метко критикуемые, — Абаем люди не принимают его поэзии. Это было и при его жизни, когда всевозможные баи и бии упрекали его в его стремлении приобщить людей к русской культуре и писали на него всяческие жалобы, так есть и сейчас — когда всякие пустомели, лгуны, предатели, двурушники, дельцы и прочие «прекрасные люди» сыпят на Абая тучу обвинений в отсутствии дара, в неумении писать, в примитивности и отсутствии каких-то «изысков». Трепещет их душонка от того, что кто-то не проигнорировал все пороки, царящие в обществе, а решительно выступил против них, не смог закрыть на них глаза.
Произведения Абая — подлинно интернациональны. Творя в казахской степи, поэт поднимает проблемы всечеловеческого масштаба, проблемы, о которых, наверное, хоть раз в жизни задумывался каждый. Абай желал счастье своему народу — и именно под руководством этого принципа искал дружбы с другими. Ведь, как сам поэт отмечал в 37-ом слове назидания:
Если человек, не отделяющий себя от народа, желает дружбы своего народа с другими, то уже одно это говорит о нём, как о сознательном и честном человеке.На все происходящие процессы в жизни общества поэт смотрел с позиций гуманизма. Его призыв к человеколюбию — «Адам бол!» («Будь человеком!») — перекликается с мыслями выдающихся мировых философов. Оттого и сильнее звучит его наказ нам — будущим поколениям:
Люби, мой брат, всё человечество.В. И. Ленин определял черты просветительства России 60-х годов XIX в. следующим образом:
а) горячая вражда к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области;
б) горячая защита просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни и вообще всесторонней европеизации России;
в) отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян, искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесёт с собой общее благосостояние, и искреннее желание содействовать этому.Можно сказать, что эти черты свойственны и творчеству Абая, если, разумеется, принять во внимание своеобразие общественно-политических условий, в которых он находился. Выдающаяся личность характеризуется своим правильным пониманием условий, которые она застала в готовом виде, и пониманием того, как эти условия изменить. Абай выступал с конкретными предложениями по реформированию той или иной сферы общества, нещадно критиковал феодально-байскую верхушку, эксплуатацию ею народных масс — не поднявшись, правда, до классовой сути, — но не был услышан представителями загнивающей, отживающей свой век идеологии в степи. Этот факт не только не отрицает тот факт, что Абай — выдающаяся личность, но и всецело подтверждает его.
Не понятый современниками, но достойно взошедший на пьедестал почёта в наше время, Абай стал великим светочем мировой литературы, в творчестве которого исследователи находят единство с произведениями выдающихся, гениальных русских поэтов — Пушкина и Лермонтова. И пусть «франты, потаскуны, спесивцы, краснобаи», собственно говоря, те, кто, как сам Абай отмечал, не смогут понять его поэзии, сочиняют про него разные сказочки и небылицы в лицах. Всем им поэт давно дал отпор. И отпор этот — одна короткая, но невероятно ёмкая строка:
Хулите, грозите — таков поэт!132,5K