Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Экватор

Мигел Соуза Тавареш

  • Аватар пользователя
    Аноним1 сентября 2018 г.

    Это правда, что первые строки романа должны быть обязательно забойными – чтобы его захотелось читать прямо сейчас. Здесь первые строки были из предисловия Р.Валиулина, которое мне понравилось, но не то чтобы замотивировало. Но когда после эпиграфа я прочла «На фоне уже случившихся событий обычно трудно удержаться от размышлений о том, какой бы была твоя жизнь, поступи ты по-другому», чтение превратилось для меня в категорический императив. Я почувствовала себя не просто массовым читателем, попавшимся в ловушку первой страницы, а тем самым читателем, которому и адресована эта книга. Я почувствовала себя мишенью: Соуза Тавареш, стреляй ещё, целься в сердце, я безоружна! Мне захотелось, позабыв обо всем, посмотреть на автора, стартовавшего с этой фразы, и немедленно начать читать, несмотря на то, что после предисловия возникли подозрения, что придется продираться сквозь историко-политические реалии колониальной Португалии. Но после этой фразы уже ничто не могло меня остановить, и я ринулась в книгу, как в омут. Если, как говорят китайцы, книги, как люди, которым суждено встретиться, связаны невидимой красной нитью, то я почувствовала эту связь интуицией, эмоциями, памятью, душой.

    В книге не оказалось ничего непонятного, скучного или избыточного. Она, как греческая ваза, казалась мне совершенной. Безупречное сплетение литературы и экзистенции. Книга с очень полноценным геномом. Мне вообще нравится, как Португалия в лице своих поэтов, писателей и музыкантов рефлексирует самоё себя: свое прошлое, свою природу и архитектуру, свой национальный характер, свою тоску-saudade. И эта книга абсолютно, насквозь португальская, и в ней всё пропитано этой удивительной тоской по невозможности возможного, светлой печалью по бренности счастья и пролетающим моментам жизни.

    Книга многоплановая, и я в который раз подумала, что бартовская идея о вырастании романа из одной фразы не так уж абсолютна. Иначе все здесь свелось бы к любовной интриге, погубившей карьеру, и это было бы и неинтересно, и неправильно. Первый план, конечно, исторический, он - как канва, по которой вышиты все другие истории: Луиш-Бернарду Валенса, человек средних лет, благополучного жизненного опыта и либеральных взглядов, пытается противостоять жесткой прагматике колониальных властей по вопросам использования рабского труда и его политических последствий для страны. Почти изначально ясно, что миссия невыполнима, и он проиграет, но то, как он пытается играть на этом чужом и чуждом поле, вызывает уважение. Но хотя эта история драматичная, не она здесь главная.

    Вторая тема – служение: это о том, как некое назначение, работа становятся делом твоей жизни. И здесь Луиш-Бернарду и Дэвид, одинаково добросовестно работая на благо своих стран и отдавая этому все силы, время, досуг, чувства и мысли, демонстрируют внутренне разные модели служения. Луиш-Бернарду пытается переломить колониальную ментальность за идею и за репутацию Португалии на мировой арене. Самому ему, в общем, нет дела до Сан-Томе и Принсипи, в каком-то смысле он делал выбор без выбора, но он охвачен злостью и яростью против колониальной жестокости, лжи и лицемерия. Дэвид делает административную карьеру в Индии, удовлетворяя свою личную страсть к ее истории и культуре, вписывая себя, свой ум, хватку, деловые умения в те контексты, в которых ему комфортно. Для одного служение - цель, для другого - средство.

    Оба – умны, образованы, личностно привлекательны, но, увы, не ангелы. Оба несовершенны, у каждого в прошлом и настоящем есть темные пятна, способные сгубить, как выясняется, не только карьеру, но и саму жизнь одного из них. И здесь возникает тема моральных границ: что между людьми дозволено, а что нельзя делать никогда? где проходит моральный Рубикон? или если очень хочется, то можно? и тогда что именно можно тебе, а что - другим? что более ценно – твои сиюминутные желания или их ясно осознаваемые негативные последствия? запрет или попустительство? табу или тотемы? на что делать ставки – на дружбу, любовь, верность или всё это – пыль, пустой звук? и каждый всегда только за себя? можно ли хоть кому-то верить? Игра добра и зла – хорошая тема для любой литературы, и здесь она получает замечательную огранку.

    Дружба и одиночество – тоже темы «Экватора». Каждый нуждается в близком по духу человеке, которому по-киплинговски можно сказать: «Мы с тобой одной крови – ты и я». Между Луишем-Бернарду и Жуаном – своеобразный античный вариант дружбы, но и здесь таится неоднозначность: Жуан сводит Луиша с Матилдой, Жуан подталкивает Луиша принять должность губернатора Сан-Томе и Принсипи, соблазняя идеей оставить свой след в истории Португалии. Но что же делать, если Жуан так далек, а Луиш так одинок, не видя вокруг себя равных по крови и духу? Принять за друга любое похожее на alter-EgoТы, пустившись вдогонку за собственными желаниями? То же - с любовью: где граница между охватывающей при влюбленности страстью, желанием добиться другого человека и подлинным чувством? как не принять одно за другое? как не обмануться? как понять другого в его чувствах к тебе? как пережить предательство? А между Луишем и Дэвидом - голодная дружба-иллюзия, дружба-манипуляция, дружба-отчаяние и, в конечном итоге - обоюдное предательство, развенчивающее все иллюзии.

    Жаль, что такой замечательный роман, как и очень многие хорошие книги, надо выискивать днём с огнём. Я бесконечно рада, что прочитала его, хотя это не я, а он нашел меня по этой странной китайской нити в книжных лабиринтах. Без такой книги что-то в моей теперешней жизни было бы incomplete. И, как всё хорошее, она пришла ко мне вовремя.

    А вместо постскриптума – фаду, которое звучало во мне на протяжении всего чтения «Экватора»:
    https://www.youtube.com/watch?v=dKvcm2QV9tA
    Любовь - такая странная форма жизни...

    37
    1K