Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девушка, которая застряла в паутине

Давид Лагеркранц

  • Аватар пользователя
    Аноним30 августа 2018 г.

    И вновь во всем виноваты русские

    — Мы живём в безумном мире, Микаэль.
    — Правда?
    — В мире, где безумное считается нормальным.

    Начну, пожалуй, с небольшой предыстории. Трилогию о девушке с татуировкой дракона я могу назвать на данный момент своей любимой трилогией в принципе. "Почему именно трилогию, ведь частей пять?", - спросите вы. А дело в том, что только первые три части серии были написаны Стигом Ларссоном, который знал, каким образом надо строить повествование; именно он создал запоминающихся героев, именно Ларссон знал, как написать детектив, достойный похвал. Но к великому сожалению, писатель скончался, а его дорогая жена решила не останавливаться на уже имевшихся на тот момент трех частях - напротив, наживиться на известной истории о журналисте и хакерше еще, продолжив его якобы недописанный роман "Девушка, которая застряла в паутине". Лично я очень сомневаюсь, что Стиг вообще начинал написание четвертой части и имеет хоть какое-то отношение ко всей этой заворушке, пусть это всего лишь ничего, кроме моих скромных догадок, возникших еще в самом начале чтения. Эту часть я откадывала в долгий ящик больше года, потому что, признаюсь честно, доверия к неизвестному мне Давиду Лагерканцу я не испытывала. И это был не беспочвенный скептизм, как я поняла далее. А теперь обо всем поподробнее.

    Немного о сюжете.
    История закручивается вокруг Микаэля Блумквиста и журнала "Миллениум", который в очередной раз испытывает финансовые трудности (уважаемый мистер Лагерканц, неужели нельзя было придумать нечто пооргинальнее?) и, о чудо, Эрика Бергер находит крупный концерн, который желает помочь журналу. Но все не так просто, ведь у "Сернер" имеются свои намерения, которые отнюдь не так чисты, как показалось Эрике поначалу - представители "Сернер" желают сделать журнал более коммерчески успешным, тем самым немного изменить изначальную тематику, а потому начинают давить на Микаэля и остальных. И вот сотрудники "Миллениума" приходят к мысли о том, что им необходима очередная крупная сенсация, разоблачающая тайные махинации крупных и успешных организаций, дабы выбраться из трудной финансовой ситуации, в которую попал журнал. Сам Микаэль уже "перегорел" и ему , вроде бы, уже и наплевать на журнал и свою журналистскую деятельность, он подумывает позволить всему идти своим чередом, не вмешиваясь, не борясь за будущее своего детища, как он делал когда-то. Но этот пофигистический настрой замечает Эрика и дает Блумквисту небольшую словесную взбучку, настраивая его на нужный лад. Дальше как раз вовремя умирает один из лучших ученых Швеции, естественно, не естественным путём. На самом деле, реалистичности с каждой последующей страницей становится все меньше. Взять, к примеру, тот факт, что на Микаэля Блумквиста прямо-таки вешаются женщины всех возрастов, встречающиеся на пути. Юная хакерша вновь решает заняться тем, чем она любит заниматься больше всего в жизни в жизни - взломом. И не просто взломом какой-нибудь невзрачной организации, а сайта, принадлежащего АНБ. Саландер - ещё та любительница неприятностей. А "копает" она вновь под преступную русскую шайку своего отца, Злаченко, которая, в итоге, оказывается в очередной раз виновной во всех бедах. Только вот в этот раз вторая дочь — Камилла, сестра Лисбет, решила продолжить дело отца. На протяжении всего чтения история кажется слишком знакомой (неудивительно, ведь история на самом деле повторяется) , возникает ощущение, будто ты уже читал эту книгу раньше, - во всем в очередной раз оказываются замешены русская мафия (в лице Злаченко, пусть и уже косвенно) и американцы; плюс ко всему "Миллениум" опять испытывает финансовые трудности, что тоже происходит уже не в первый раз.

    Повествование
    Такое ощущение, что Давид Лагеркранц вообще не заботится о том, насколько интересной выходит его книга. Он так отчаянно вечно пытается создать интригу, царившую на страницах предыдущих частей "Девушки", — но увы, ему это не удаётся, потому что читатели просто-напросто не испытывают интереса в том чтобы узнать, что же будет дальше. Интрига рушится, так толком и не начавшись. Писатель вставляет в повествование многие комичные детали, как, например, русский православный крест, которым крестится киллер перед убийством ребенка. Это настолько нелепо и смешно одновременно, что я даже не нахожу слов. Многие длинные, сложные по своей структуре, предложения вбирают в себя много информации, никак не связанной между собой. Плюс ко всему, книга набита огромным количеством упоминаний брендов одежды, техники и марок автомобилей, чего я не могу припомнить в предыдущих частях, написанных Ларссоном. Перевод данного чтива так же оставляет желать лучшего (видимо, переводчик подобрался подстать Лагеркранцу).

    В целом, писатель делает акцент не на увлекательном сюжете, не на психологической составляющей и даже не на детективной линии, - а на боевике. Из Лисбет он делает супергероиню, которая одной левой способна уложить любого опасного натренированного бойца - ей даже самые первоклассные каскадеры позавидуют. Хорошо, что файл, который героиня скачала у АНБ, ей удалось расшифровать не сразу - а тогда бы я совсем забыла о толики реалистичности.

    Не могу не признать, что книга все также затрагивает важные проблемы общества, тем самым является не просто бессмысленным чтивом; некоторые моменты вызывают подобие улыбки, ранее знакомые герои не растеряли совсем уж своих изюминок - именно за это я и наскребла оценку 2,5. Если бы Лагеркранц выбросил даже эти составляющие - то книга не получила бы от меня больше единицы.

    С помощью хакеров можно воровать, а с помощью адвокатов - легализовать кражу... <...> Сейчас тот, кто имеет средства на хорошую защиту, может присваивать все, что угодно.

    18
    2,5K