Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
DavidKomae30 августа 2018 г.Великое творение
"Собор парижской Богоматери" - потрясающее произведение, которое лично меня в первую очередь поразило авторским языком. Это первое произведение, прочитанное мною у Гюго, но оно влюбило меня в этого писателя.
Прежде всего в этой книге бросается в глаза именно авторский стиль. Да, здесь есть пространные описания исторических реалий средневековой Франции, рассуждения о насущных и не очень философских вопросах, анализ архитектурных особенностей тех или иных зданий, самого Парижа - и все это, конечно, очень на любителя, так сказать. Чего стоят главы, целиком посвященные вещам, которые просто оторваны от сюжета и служат, как видится, лишь для того, чтобы Гюго имел возможность поговорить о том, что ему интересно, - о Париже, о Франции.
Однако эти (довольно скучные, чего греха таить) моменты ничуть не умаляют заслуг Гюго как писателя. Редко увидишь автора, который способен одновременно рассуждать о философии, ярко и чувственно передавать переживания героев, рассказывать о них так, словно энциклопедическую справку давать, с пеной у рта погружаться в описания балюстрад, колонн, келий, крыш домов, гаргулий и т.п. Кроме того, Гюго открылся мне как сатирик, поскольку частенько в книге можно видеть то, как он высмеивает феодализм, человеческую глупость, жадность, извращенность. Иногда эта сатира даже вызывает смех, потому что подается в юмористическом ключе. К примеру, очень рассмешили описание суда над Квазимодо или история с мальчиком и лепешкой.
Что касается героев, то с ними у меня все не очень однозначно. Пьер Гренгуар - наверное, олицетворяет самого автора, поэтому в конце становится понятно, что он введен в сюжет лишь для того, чтобы мы его глазами могли видеть происходящие в книги события. Мне так показалось прежде всего потому, что Пьер имел кучу возможностей для того, чтобы изменить как-то события, происходящие вокруг него, но он этого не делал. По сути, Пьер - персонаж-созерцатель. Если бы не было его, повествование ничего бы не потеряло. Потому и обижаться на него (как мне хотелось поначалу) за то, что в конце книги он так и остался бездеятельным, не стоит. Такова была его роль в книге.
К Эсмеральде на протяжении всей книги мне было непонятно: испытывать или нет к ней сочувствия? Линия с поиском родителей, безусловно, трогательная, но ее любовь к капитану - сплошь стенания человека, полюбившего красивую обертку, не видя, что находится внутри. Конечно, ее прощает то, что она совсем еще молода, не знает жизни, не знает, какими бывают люди. Но даже несмотря на то, что к ее любви можно относиться без сочувствия, ее участь не может не вызвать определенных чувств.
Квазимодо - персонаж неоднозначный. С одной стороны, он предстает как человек, способный любить, даже не взирая на тот факт, что полюбить его невозможно никому в этом мире. С другой стороны, его моральные качества, сломленные ненавистью окружающих к нему, нельзя охарактеризовать положительно. Да, он проникся любовью к Эсмеральде, хотел ее защищать даже ценой своей жизни. Но чем продиктованы эти чувства - только эгоистическим стремлением быть рядом с предметом своего обожания. По идее, Квазимодо - та же Эсмеральда, только в мужском, уродливом обличье. Он не умеет любить, не знает, что это такое. Поэтому его первая любовь, как и у Эсмеральды, становится для него главной трагедией жизни.
Наконец, Клод Фролло - не менее трагичный персонаж, жизнь которого также ломается под действием высоких чувств. Наверное, он единственный, кто отказался от очень многого из-за любви, и он единственный, кто прошел весь путь любовного трагизма, если можно так сказать. Но переживать ему тяжело - он извращен, он жесток и эгоистичен. Он пытается оправдать все свои преступные действия тем, что он попал под эти чары, но это не должно его оправдывать. В конечном же счете, его жизнь оказалась разрушена так же, как и жизнь всех остальных героев.
Подводя некий итог, можно сказать, что почти всех персонажей книги объединяет одно - эгоизм. Клод и Квазимодо эгоистичны в своем стремлении обладать Эсмеральдой. Пьер думает лишь о своей несчастной доле да о том, как спасти свою шкуру или стать великим трагиком. Феб - несмотря на любовь к нему прекрасной девушки, думает лишь о своих плотских желаниях. Эгоизм виден даже у самых незначительных персонажей: жителей Двора Чудес, цыган, у управителей, вельмож.
Одна Эсмеральда, как мне показалось, лишена эгоизма. Да, она думает лишь о своей любви, но ей не чуждо сострадание, что нашло отражение в том, как она помогла Пьеру и Квазимодо. Пусть она и не забывала при этом, что поклялась в верности лишь одному человеку, из-за чего ее поступки выглядели нередко глупо и необдуманно, так или иначе в ней было то, чего не было во всех остальных.
В общем и целом, "Собор парижской Богоматери" - это нечто. Конечно, кажется, что половину книги можно смело вырезать из-за обилия бесполезных и ненужных для повествования элементов, но без них, возможно, книга не была бы полноценной, не смогла бы создать полностью картину жизни тогдашней Франции, тогдашнего Парижа. Книгу необходимо читать всем. Она настоящее сокровище мировой литературы.
61,1K