Рецензия на книгу
Игра в сумерках
Мила Нокс
Аноним29 августа 2018 г.Разве могут быть полярные эмоции от одной книги? Оказалось – да.
С "Игрой в сумерках" я познакомился спустя примерно полгода после её выхода. Поскольку концовка оказалась не концовкой, а так, "продолжение следует", я решил сначала ознакомиться со всем циклом и только потом делать выводы. И вот, финальная книга у меня, пора приступать.
1. Атмосфера.
Это – то, за что в первую очередь выделяешь книгу. Другая страна, другие мифические существа, имеющие аналоги в привычной и знакомой системе. К этой стороне автор подошла со всей скрупулёзностью. К тому же локации вроде домов у подножья гор или на кладбище и сама суть – игра со Смертью – на эту самую атмосферу здорово играют. Проникаешься. Помню, как во время прочтения сцен с мороями на кладбище ощущал дыхание февральской ночи и невольно поёжился.
Но у этого момента есть и обратная сторона. Мне не хватало полной гаммы ощущений. Не хватало описаний. Кажется, что картинка происходящего набросана карандашом, а сделать из неё пытаются как минимум "Девятый вал" Айвазовского. Да, мы живём в век визуализации, и если представителю ЦА книги сказать: "Смотри, тут сосновый лес", он представит этот самый сосновый лес. Но ведь лес – это не только деревья, правда? Это запах хвои, земли или снега – смотря какое время года. Это шум ветра в вершинах, чириканье птиц и ещё океан ощущений, которые можно запечатлеть на бумаге. Их нет, и этого очень не хватает.2. Мир.
Чуть выше оговорился, что это интересно. Я сам увлекался мифологией, фольклором, а потому про перекидышей вместо оборотней читать было в разы интересно (хотя поначалу чуть было из-за этого и не передумал покупать – надоели эти ваши оборотни, сил нет).
Обратная сторона: эпоха. Я понимаю, что Трансильвания – это место, где останавливается время (да, я гуглил). Но одно дело – показать это, а другое – обрисовать неаккуратными мазками. Когда начинаешь читать, ожидаешь увидеть классическое фэнтези, а там внезапно электричество и полиция. Электричество, кстати, тоже не в двадцать первом веке изобретено, и даже не в двадцатом. Так какое время на дворе?
В эту же графу впишу невнятность, которая заставляет задуматься даже с высоты трёх книг.Когда игроки вступают в игру, они оказываются связанными со стихиями. Никакого развития и смысла это не имеет, кроме того, что связанный с водой Цепеняг тонет в реке, да Раду пару раз катается по земле. А, ну и Тео вечно обжигается, что можно было бы просто списать на природную неуклюжесть. Так зачем?
Моё предположение – Лазарь был связан со Смертью, его преследовал огонь, поэтому Тео досталась эта стихия. Но это порождает другой вопрос – остальные игроки тут причём?3. Сюжет.
– это совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения. Такую трактовку нам предлагает гугл, и я с ним согласен. Основное содержание, как правило, раскрывается в конфликте. Так давайте посмотрим на местные конфликты и поймём, почему я не могу назвать это сюжетом.Конфликт первый: нежители vs живые. Вроде как позиционируется как центральный. Нам даже выдали антагониста, Александру Вангели. Вопрос только в том, что это на словах. О том, что Вангели что-то там вытворяет, мы знаем со слов нежителей. О том, что этот конфликт в принципе есть, мы тоже видим на словах. Правда, в конце у нас появилась неизвестно откуда взявшаяся тётушка Тео, и тут мы смогли воочию увидеть садизм Вангели (но опять на словах, что он это сделал, а как там на самом деле – история умалчивает), но к этому моменту Тео заранее настроен против него так, как будто сам видел с десяток подобных издевательств. Я этого не понимаю.
К слову, в интервью от издательства автор называет Вангели главным антагонистом. Это вроде бы предполагает противостояние, но настоящего противостояния тут нет. Разве что против Смерти, но оно тоже какое-то условное, в виде загадок и поиска кубиков и ключей.
Конфликт второй: Тео vs люди. Когда я читал дневник, я понимал, что у парня будет сотни причин ненавидеть людей. Только психика человека устроена так, что он со временем смягчает в памяти такие моменты. Если не смягчает, а усугубляет – человек превращается в такого Вангели, каким нам его представляют на словах. Тем более, родители постоянно приседают на уши Тео со словами "надо всех любить", как будто сами хотели, чтобы он всех возненавидел. Кстати, опытный родитель (и детский психолог) знает, что дети никогда не слушают, они только копируют. Поэтому конфликт выглядит натянутым настолько, насколько это возможно.
Конфликт... а это конфликт? Игроки vs Смерть. Смерть с ними играется, они пляшут под её дудку. Тут вопросов нет. Смерть прекрасна, она однозначно мой любимый персонаж, особенно с высоты финала истории.
Кроме того, есть ворох мелких конфликтов вроде стычек Тео и Шнырялы.Всё это напоминает горку бусин, которые скрепили нитью, но забыли уложить в определённом порядке, чтобы получилось украшение. А что, бусины? Бусины. Нитка есть? Есть. Что не так-то?
4. Персонажи.
История главного героя напоминает историю Генри из Дарителей , причём сравнение не в пользу Макабра.Оба героя живут на отшибе, далеко от людей. У обоих героев сложности в отношениях с людьми. Только у Тео появилась мама, и на том спасибо. С отцами обоим персонажам не повезло, только у Генри приёмный проблемный, а у Тео – роднойТолько история Генри подана психологично, внятно, ясно, а история Тео... ну, я там выше указал.
Озлобленная Шныряла подана нам такой, какая она есть, без предыстории. Что её переменило, почему она такая... Хотя, может, и рассказывается дальше, в памяти не отложилось. А знать хотелось бы.
Александру Вангели – там, выше, повторяться не буду.
Остальные персонажи поданы крупными, неуклюжими мазками, точно так же – as is.
Волшебный Кобзарь оставил впечатление разноцветной ёлочной игрушки, которую осыпали всеми видами блёсток, которые удалось найти. Показалось, что он введён в сюжет только для того, чтобы раздавать всем подсказки и подталкивать к мыслительному процессу всех, кто тупит.
Теодору удалось сопереживать, но – местами, пока он не начинал натягивать сову конфликта на глобус обстоятельств. Остальные как-то толком даже не отложились в памяти... ну, может быть, загадочный Такседо Маск в роли Маски. Ах да, были ещё забавные моменты вроде размышления Тео о девушках – соглашаешься с ними полностью (простите, дамы, я не сексист, это только применительно к девушкам книги).
И – самое главное. Начиная со старта игры, меня не отпускало ощущение, что всё это затевалось для того, чтобы превзойти Джорджа Мартина по количеству убийств персонажей. Ну, мы же про Смерть, да? Значит, все должны дохнуть, как мухи. Сравнение снова далеко не в пользу "Макабра", да.5. Язык.
То, что вызывает реакцию в стиле "эээ?". То, чему нельзя дать внятного определения. Читабельно? Да. Художественно? Ну... так себе. Выше уровня самиздата и фанфиков, но ниже, чем у тех же Дарителей.Но при этом всём текст вызывает эмоции. Иногда. Когда появляются цепляющие крючки. Ну и атмосферу волшебства не вычеркнешь – она есть. Безусловно.
Советовать или нет – я не знаю. Парадоксально, но книга понравилась. Я признаю все недостатки, меня злят недосказанности, перечитать не хочется. Но всё же я её дочитал, даже что-то почувствовал, и не раз.
Поэтому нейтральная оценка.
71,8K