Рецензия на книгу
Добыча
Эмиль Золя
Аноним29 августа 2018 г."...Зло становилось роскошью, цветком, вколотым в волосы, бриллиантом, украшающим диадему..." (с)
"Я хотел бы, чтобы меня полюбила монахиня. Забавно было бы, а? Скажи, ты никогда не мечтала полюбить человека, одна мысль о котором была бы греховной?"Время действия: 1852 - 1862 г.
Место действия: Франция/Париж
СПОЙЛЕРЫ
Сюжет: В "Добыче" рассказывается более подробно про жизнь и семью Аристида Саккара, того самого сына семейства Ругон-Маккаров, который метался между двумя партиями, не зная куда приткнуться повыгоднее и в итоге прогадал со стороной. Но теперь судьба улыбнулась этому прихлебателю, первая жена Аристида умирает и он, не связанный никакими обязательствами, начинает строить свою карьеру на ещё дымящейся кровью основе революции. При помощи новоявленной репутации своей семьи и советам брата-дипломата Эжена, Аристид в Париже начинает свои спекуляции и успешно проходит путь от мелкого клерка до финансового короля столицы Франции. Не в последнюю очередь помогло ему в этом состояние его второй жены Рене, на которой он женился по договору и из-за ее денег. О таком чувстве как любовь между этими двумя речь никогда не шла, так что Рене с Аристидом составили замечательную пару: он прикрыл ее позор и своеобразно спас репутацию, а она дала ему начальный капитал для махинаций. Но понятное дело такая идиллия не могла длиться вечно...Впечатления: В аннотации сказано, что "Добыча" - лучший роман цикла Ругон-Маккаров. Я очень надеюсь, что это не так. Я прочла только 4 книги Золя и не мне, конечно, судить, но пока что это часть, вызвавшая у меня наибольшее неприятие. Более того мне просто было неинтересно ее читать. К роману у меня сразу же сформировались две претензии:
1. Герои абсолютные моральные пустышки внутри. Вообще мне любопытно наблюдать за неоднозначными и отрицательными персонажами в книгах. Но тут автор описывает жизнь таких мелких личностей и таких низменных душонок, что не только не хочется иметь с ними ничего общего, но и даже читать о них. Они просто этого не достойны. И ничего поучительного из истории Аристида, Рене и Максима я не вынесла.
Рене - пустоголовая дамочка, имеющая в жизни все чего пожелает, предающаяся всем порокам и страстям, желания которой тут же выполняются. И она скучает, ей всего мало, она хочет чего-то ещё... правда, не понятно чего. Пресыщенное, пустое, развратное, мерзкое существо, испытывающее хоть какие-то эмоции от представления себя легкомысленной особой и имитации греховных мыслей о пасынке.
"Зарабатывать деньги? Я предпочитаю их тратить, хотя это тоже не так забавно, как думаешь в начале."Максим не менее отталкивающий персонаж. Амебное создание без пола, которого даже мужчиной не назовешь, хотя из-за его тонкой талии, белокурых локонов и приятного личика дамочки на него так и вешаются, да только все легкого поведения. Их чересчур близкие отношения с мачехой в итоге перерастают в любовную связь, но все как-то нехотя, от скуки. Им даже не о чем было говорить, когда они вдвоем уехали к морю. Все их отношения дома в Париже строились на запрете, на опасности быть застуканными, на обсуждениях общих знакомых и сплетнях о любовниках или любовницах друг друга. Ни о какой любви тут речи не было. Рене даже говорила о Максиме, что считала его "ничтожным, ограниченным, достойным презрения и все же любила, так же как любила свои кружева".
Саккар на удивление вышел единственным любопытным для меня героем этой трагикомедии. Он лгал, воровал, обманывал, подставлял, обкрадывал собственную жену, но он хотя бы не притворялся, оставался себе верным и не покладая рук работал, обеспечивая безбедное существование всем окружающим его прихлебателям. Никогда бы не подумала, что буду в таком ключе отзываться об Аристиде Саккаре! А самое удивительное, что Рене по сути для Саккара была лишь инвестицией, а для Максима забавной куклой. Отец с сыном так привыкли делить на двоих женщин, что даже из-за Рене не стали ссориться и портить отношения, а она-то представляла, что они из-за нее сцепятся и друг друга поубивают. Облом у дамочки вышел=)
2. Париж в "Добыче" Золя всецело однобок, мрачен, грязен и порочен. За что я полюбила автора, так это за его язык и описания. Но в этом произведении автор всю книгу и во всех описаниях показывает лишь одну сторону Парижа - грязные улицы, пьяные лица в дверях таверн, легкомысленные женщины на улицах с оголенными частями тела, давящиеся устрицами богатеи. Все настолько карикатурно, мерзко и грязно. Но как же другая сторона, где контраст? Зачем такой постоянный акцент, что читатель и продохнуть от этого смрада не может?
Что мне понравилось в "Добыче" больше всего, так это последние главы. Сцена возле зеркала, когда Рене взглянула на себя, вспомнив целомудренную и искреннюю девочку, которой была в доме отца, и удивилась увидев в отражении постаревшее и оголенное создание, равнодушное как мужу, так и любовнику, была сильной. Мне в этот момент впервые за всю книгу даже стало жаль главную героиню. Правда, ненадолго ибо она скатилась в ещё большую яму после осознания бесполезности прожитой жизни. Хотя в той сцене я даже наивно подумала, что если она вот сейчас возьмёт и уйдет жить к отцу, спрячется за горделивым фасадом древнего особняка от суеты и лживости света, то у неё появится шанс измениться и начать все сначала. Жаль, что Рене им не воспользовалась.
Итого: Читательские отношения со вторым томом цикла про Ругон-Маккаров у нас не сложились, но энтузиазм и дальше читать про эту семейку пока не пропал) "Добыча" не понравилась мне ни своими героями, ни своей темой, ни своими декорациями, так что возвращаться к этой книге я ещё раз когда-нибудь точно не буду, но как ещё один эпизод в истории Ругон-Маккаров этот том, конечно же, пропускать не стоит.
Книга прочитана в рамках "Игра в Классики"
Содержит спойлеры601,3K