Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Story of the Lost Child

Elena Ferrante

  • Аватар пользователя
    Artinni_Unutma28 августа 2018 г.

    Рионе Луззатти, Неаполь, Италия, Мир

    Вот и завершающая книга неаполитанского цикла, я решил написать именно под ней рецензию на все четыри книги.
    Безусловно, Элена Ферранте - это приятное открытие в мире современной литературы. Так хочется точно подобрать нужные слова, чтобы описать почему открытие и почему приятное, но я, точно так же, как Элена Греко, чувствую, что слова никогда не смогут сформулировать то, что мы чувствуем, никогда не смогут принять форму наших квалий.
    Тем не менее, попытаться можно.

    Лучшей из всего квартета для меня останется, пожалуй, первая книга, за ней - последняя. Детство и старость, восход и закат. Мне понравилась метафора с куклами: события начинаются фактически с падения кукол в темный подвал и заканчиваются их возвращением. Что это значит? Лену и Лила именно с того проишествия с куклами вступили в сложную взаимосвязь, которую поначалу тяжело и дружбой то было назвать.
    Их отношения всегда были непредсказуемыми и напряженными. Но позже, становится очевыдным, что они вдвоем взаимозависимы. Одна толкает к чему-то другую: мотивирует, злит, вызывает зависть, делает счастливой, обескураживает, раздражает. Несмотря на весь спектор этих эмоций, которые под тем или иным предлогом меняются, лишь одно было неизменным: подруги готовы были стоять горой друг за друга в самых важных и принципиальных жизненных ситуациях.

    Между первой и последней книгой целые прожитые жизни, самые поразительные сюжетные повороты. Падения, как те куклы, в самые низы и взлеты на вершины успеха. Особенно ярко помнится, что в третьей книге события начали принимать уж слишком мыльнооперный сюжет, слишком много стало разводов, смен любовников, миграции жен, мужей, рождения детей и прочих последствий быстрой и горячей неаполитанской крови. Но затем, я стал вспоминать своих друзей, знакомых родителей, соседей, я начал вспоминать все те истории, которые случались в их жизни. Любовники, скандалы, интриги, измены, банкротство, наркотики, алкоголь...все это настолько близко. Читая, кажется, что эта жизнь кипит только там - в одном из кварталов Неаполя, а она - вот здесь, прямо за твоей спиной, если не сказать больше - она на твоих плечах.

    Однако, несмотря на всю насыщенность сюжета, я не могу отнести цикл к ряду мыльных опер. Есть во всей этой истории кое-что, что не позволяет мне этого сделать - психологизм, историзм и глубокая философия, которою можно просматривать между строк бедных неаполитанских кварталов. Жизни ребят вертятся не просто вокруг денег, быта и разборок между собой. Они практически все поглощены своими принципами, идеологическими взглядами на устройство мира. Коммунизм, неофашизм, мафия, социализм, демократические игры, выборы, фемминизм, коррупция, насилие, убийства - все это на протяжении всех книг вытекает одно из другого. Как бы не любили грязь, которую заносит политика, нужно признать, что когда берешься писать о жизни целого квартала, города и страны, невозможно проигнорировать исторический фон этой жизни. В любом случае, Ферранте отлично с этим справилась.

    Еще из того, что поражает, так это то, что книга заставляет подсесть на ее иголку. Когда я не читал ее, мне было тоскливо, грустно, но как только я садился и возвращался в мир Греко и Черулло все ставало на свои места. Эти книги поражают тем, как много они заставляют думать, вернее как о многом задуматься, в особенности о причинах человеческих поступков, что стоит за каждым нашим сказанным словом, что мотивирует или провоцирует нас ударить человека, украсть деньги, написать книгу, сьесть курицу или банан, уехать в Милан или в Берлин.
    Говорят, что проблемы умных людей из-за того, что они умны. Мне кажется именно в этом и была проблема Лилы. Эта гениальная подруга еще с самого детства понимала уже слишком много вещей и думала о том, о чем дети не думают. Вместо беззаботности, она писала книгу "Голубая фея", делала чертежи своей обуви, думала как разбогатеть и проучить противных каморристов Солара. Все ее смены деятельности, полное поглощение в работу, разработки новых идей и т.д., я могу назвать сублимацией. Она всю жизнь сублимировала. Но почему? Возможно, только таким образом она убегала из своего квартала, от своих врагов, глупых друзей, бедности, насилия и постоянной опасности. Но возможно ли далеко от всего этого убежать? Ферранте устами своих героев говорит, что меняются власти, формы правления, технологии и очератния городов, их экономическая деятельность, но меняемся ли мы? И кто такие мы? Мы - всего лишь дети наших родителей, а те в свою очередь дети свих родителей. Элена Греко бежала далеко, во Флоренцию, Пизу, Милан, Турин. Ей стоило больших усилий, чтобы избавиться от диалекта, излишней жестикуляции, но как только она возвращалась в родной Неаполь - возвращались и все его атрибуты в ее характере и поведении. Это как понимать?
    Возможно, этого требовали сами условия. Лену не могла быть флорентийкой в Неаполе, реалии не позволяли этого. А возможно, мы просто дети своих родителей. На протяжении столетий, меняются поколения, которые передают друг другу модель поведения, слова, способы мышления и самоосознания. Лила первая поняла, что куда бы она не уехала, она навсегда останется той, кто родился в грязном квартале Неаполя - Рионе Луззатти. И если можно убежать из свего города, то можно ли убежать от самого себя? Да, уехать из города можно, но он никогда не уедет из твоей головы.
    Для Элены, впрочем, это не приговор. И ей легче любить и осознавать Неаполь на дистанции.

    И в заключение хочется сказать пару слов о самом главном герое цикла - Неаполе. Лила назывет его карбонарной ямой (помойкой), но не может не любить его.
    Рионе Лузатти — это в прямом смысле спальный район с домами, похожими на наши совко-советские дома, именно в этом квартале растут Паскуале, Рино, Лила, Лену, Энцо, Альфонсо. Именно здесь убивают братьев Солара. Именно тут пропадает Тина - дочь Лилы. На одном из балконов в этом квартале, в один из новогодних вечеров они запускают салюты. Здесь они гуляют, заводят дружбу, ссорятся и одним словом - живут.
    На пересечении виа Таддео де Сесса и виа Эмануэле Джиантурко —находится пицерия, в которую ребята ходили развлекаться. На краю квартала находилась лавка Солара, за которой начинался тоннель, который Лила и Лену проходили, прогуливая школу.

    В романе, Неаполь такой же живой персонаж, он растет, меняется. Его природа такая же непонятная, как и сам человек, он имеет свои скелеты в шкафу. Он может сделать очень больно, он угрожает постоянными землетрясениями и Везувием. Но в тоже время, предлагает свое море и прекрасные острова.
    Вскоре город заполняет полчище мигрантов. По этому поводу Лила шутит: если я не смогла поездить по миру, то мир приехал ко мне в Неаполь.

    В конце концов, квартет заканчивается очень открыто, и кто знает, может Лила все таки смогла повидать мир, может, она сумела убежать от Неаполя и от самой себя. Мой оптимизм рисует только лучшее.

    Содержит спойлеры
    27
    1,8K