Рецензия на книгу
Atonement
Ian McEwan
Аноним27 августа 2018 г.В книге рассказывается довольно трагичная история, 1935 год, лето в поместье богатой семьи Толлисов и случайная драма, которая разворачивается там. В один прекрасный (отчасти) летний день, в поместье собирается вся семья Толлисов (ну за исключением главы семьи), к проводящем лето с матерью дочерям: старшей Сесилии и младшей тринадцатилетней Брайони приезжают брат Леон со своим другом Полом Маршалом. Кроме них в поместье еще проживают кузены Толлисов - Лола и близнецы Джексон и Пьетро, а также Робби Тернер, который является сыном прислуги, но с детства он воспитывался вместе с Леоном и Сесилией, учился в месте с ними в школе и колледже, благодаря Толлисам. Именно в вечер приезда Леона и его друга происходит событие, которое по сути рушит дальнейшую жизнь Робби и Сесилии и причиной тому становится слишком живое воображение, любопытство и бесконтрольность тринадцатилетней Брайони. Воображающая себя практически великой писательницей, не только не контролируемая своими родственниками, но еще и поощряемая ими, она постоянно сует свой нос в дела взрослых, что то домысливая, подводя все обрывки полученной ею информации в свою собственную картину, в результате чего она обвиняет Робби, которого знает всю жизнь, в преступлении.
Вернувшись, застал ее на том самом месте, где оставил. Она стояла на берегу и, укутавшись в полотенце, смотрела на воду.
— Если я упаду в воду, ты меня спасешь? — спросила она.
— Разумеется.
Отвечая, он склонился над корзинкой и не увидел — услышал, как она прыгнула в реку.
Тут конечно стоит задать вопрос и самим взрослым, так безоговорочно поверившим ребенку. Никто кроме Сесилии (ну и конечно жертвы и настоящего преступника) не задался вопросом, а так ли виноват Робби? Было такое ощущение что все как будто только и ждали что облагодетельствованный сын прислуги совершит что то ужасное, поэтому так безоговорочно поверили ребенку (хотя наверное уже подростку), который как они все знали страдает излишне богатой фантазией. Конечно тут можно долго рассуждать что это ребенок, но на мой взгляд, в романе показано, что это чрезмерно деспотичный и эгоистичный ребенок, который живет в мире своих фантазий и еще стоит поделить на два а то и на три то, что он говорит, а потом уже верить ему. Но воображение Брайони, подавшей "злодея" на блюдечке даже так называемой "жертве" так удобно.... по сути там где рушится хоть какая то надежда на отношения двух людей (Робби и Сесилии) появляются отношения двух других (Лолы и Маршала) и оказывает что на чудом несчастье счастье вполне можно построить.
Не могу согласиться с мнениями остальных в том, что история Робби и Сесилии была какая то плоская и не интересная, на мой взгляд это самые светлые моменты в этой книге. В отличии от фильма, который я захотела посмотреть после того как прочла книгу, отношения между этими двумя и их чувства друг к другу показаны и раскрыты полностью. О каком полноценном романе можно говорить, когда двое, только что признавшиеся друг другу в своих чувствах, разлучены? Сначала тюрьма, потом война. Пара кратких встреч, годы переписки о своих чувствах друг другу.
Если смотреть правде в глаза, выбор у меня один: либо они — либо ты. Как вас можно совместить? У меня никогда не было ни тени сомнения. Я люблю тебя. Я безгранично верю тебе. Ты — самый близкий мне человек, смысл моей жизни.Да, возможно что финал их истории, который приготовил им автор отчасти был оправдан, слишком многое уже было между ними... тюрьма, война, все это отчасти уже изменило и искалечило жизнь Робби и не известно каким бы он еще вернулся с войны и возможно та сцена встречи Брайони, Сесилии и Робби, в которой она смогла извиниться и попросить прощения, была ее единственной возможностью сказать "прости" сестре, которая погибла.
Что не понравилось мне в этой книге... безусловно трагичная история, была излишне разбавлена, мыслями героев, какими то описаниями, например первая часть, рассказывающая о том что произошло была ля меня самой тягучей что ли, бесконечное обмусоливание одной и той же ситуации, день, просто казался бесконечным пока история переходила от одного к другому (видимо для накала истории), а вот сам драматический момент был описан быстро и довольно сухо. Вторая и третья часть вышли значительно лучше, хотя во второй части "воды" тоже хватало. Пространственные рассуждения автора очень мешали читать, мне больше по душе более лаконичные книги, на мой взгляд можно было убрать из книги не меньше четверти рассуждений и описаний и добавить больше действия и героев в книгу вместо пустых описаний и диалогов, сюжет бы только выиграл.
Можно ли как то искупить свою, которая разрушила жизнь человека? А можно ли оправдать и попробовать простить если ошибку совершает по сути ребенок? На протяжении всей этой книги Иэн Макьюэн предлагает читателя ответить на этот вопрос, хотя как по мне он прямой ответ на него дает сам. Одно слово уже разрушило отношения людей, разрушило сплоченную семью, вернуть назад ничего нельзя. Поэтому даже раскраивающая Брайони не вызвала у меня ни капли сочувствия. Даже в ее дальнейших поступках, когда она пошла работать медсестрой, что бы помогать людям, чувствуется опять эта ее любовь к игре на публику, что бы на нее обращали внимание, что бы ею восхищались. Характер ее не изменился с самого детства, единственное что став взрослее она уже может осмысливать свои поступки. Как ни странно, когда я читала третью часть у меня мелькнула мысль о том как неправдоподобно выглядит встреча Брайони, Сесилии и Робби, что не может девушка прошедшая даже мимо родного брата, который был одним из самых близких ей людей с детства и с которым она порвала все отношения ради Робби, вот так спокойно встретить младшую сестру, которая виновата в том что случилось с ее любимым человеком. То что это была фантазия, расставила все по своим местам. В реальной жизни Брайони была слишком малодушна, что бы попросить прощения и искупить то что она сделала.
Какой бы тяжелой и грязной работой она ни занималась, как бы хорошо и усердно ее ни выполняла, какую бы хорошую память ни оставила по себе со временем в аудиториях и на спортивных площадках колледжа, она никогда не сможет возместить ущерб, который причинила. Ей нет прощения.11955