Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Американская трагедия

Теодор Драйзер

  • Аватар пользователя
    ewharita21 августа 2018 г.

    Подступалась к книге долго и с опаской. Наверное, если не совет в игре, никогда бы не взялась.

    Три тома, 900 страниц, США 20-х годов. И название, которое прямо намекает, что ничего хорошего не будет.

    Часть опасений оказалась напрасной, читать было не так уж сложно (думаю, тут во многом заслуга качественного перевода), но не сказать, чтоб очень захватывающе. Отмечу детали, которые мне особенно откликнулись.

    Атмосфера. Для меня предвоенный запад (20-30-е гг) — что-то совсем нереальное. Сочетание индустриального прогресса и фанатичной набожности. Когда автомобиль становится повсеместной вещью, вокруг городов дымят фабрики, вовсю снимается кино, но главным фактором для людей остаётся религия! Удивительно. И в "Американской трагедии" очень хорошо показано то, насколько такой порядок устарел. Роберта, уже взрослая девушка, уезжает на работу в другой город, но гулять с мужчиной и даже проживать одной для неё — предосудительные и компрометирующие вещи. Популярные в ту эпоху танцы — грех, но как-то по иному провести время или познакомиться для молодёжи практически невозможно. Я просто хочу вздохнуть, что такие порядки остались в прошлом.

    Социальное неравенство. Жёсткое разделение на бедных и богатых, которое определяет всю жизнь персонажей. Название "Американская трагедия" пересекается с устоявшимся понятием "Американская мечта", которую так сильно хочет реализовать Клайд — проложить всеми средствами себе дорогу из нищеты к состоятельной жизни. Примечательно, что среди персонажей книги мы не видим ни одного, кто бы реализовал этот путь. Пропасть между богатыми и бедными столь велика, что преодолеть её, кажется, совсем невозможно.

    Крайне неприятные персонажи. Серьёзно, все или слабовольные, или самовлюблённые, или глупые, или просто неприятные. Кто-то назовёт это реализмом, но что-то мне кажется что в жизни приятных людей и то больше. Более менее симпатию вызывают только миссис Грифитс (хотя сложно относится по-другому к архетипу самоотверженной матери) и священник Мак-Миллан (потому что он хоть как-то пытается седлать что-то хорошее). И возможно Сондра, просто потому что, оказавшись жертвой обстоятельств, она сама сознательно не сделала ничего, за что её можно было бы не любить (это моё личное мнение).

    Неоднозначность. Я была очень рада, когда поняла, что половину книги будет идти следствие и показан судебный процесс. Серьёзно, люблю такое и сделала для себя массу новых открытий. Но сама двоякость ситуация заставляет чувствовать очень некомфортно. С одной стороны, для меня Клайд однозначно виновен. Он раздражал всю книгу, принимал ужасные решения и вёл себя как, извините, последняя свинья. Поэтому, да, хотелось, чтобы он получил по заслугам. Но является ли электрический стул тем, что он заслужил? Не слишком ли жестокое наказание? И вот тут можно вполне заслужено помахать памфлетом против смертной казни. Кстати, сам следователь, который вроде бы за благое дело, тоже весьма сомнительная личность, яро манипулирующая присяжными и не стесняющаяся давить на чувства. В общем, всё сложнее, чем кажется.

    Как итог, могу сказать, что "Американская трагедия" не зря вроде как общепризнанный must-reed и я рада. что смогла таки подступиться к такой литературе.

    9
    1,3K