Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Six of Crows

Leigh Bardugo

  • Аватар пользователя
    Аноним20 августа 2018 г.

    6 друзей Бреккера

    Я пишу это, заранее предвкушая, как меня будут терзать поклонники серии. Уважаемые поклонники, пожалуйста, сделайте скидку на то, что, скорее всего, я старше вас лет на 5-10, и эта книга мне уже чуть-чуть не по возрасту. Я не ЦА и сама это прекрасно понимаю. Хотя, чего греха таить, я люблю фентези и даже время от времени балуюсь young adult-литературой. Я считаю, что хорошая книга потенциально может понравиться человеку в любом возрасте. «Шестёрка воронов» для меня такой книгой не стала.
    Дальше возможны спойлеры.
    Для начала — автор не впервые пишет историю об этом фентезийном мире. Как следствие — отчасти автор может рассчитывать на то, что читатель, знакомый с её предыдущей трилогией в том же стеттинге, не будет лишний раз задаваться вопросами о том, как работает магия, в каких отношениях находятся гриши и те, кто за ними охотятся, какая разница между шквальными и проливными и так далее. Я не могу сказать, что магическая система в книге сложная, но знаю, что некоторым читателям объяснений всё же немного не хватило.
    Главные герои — шайка воров, и им поручили работу, которая потенциально должна их убить. Эдакие друзья Оушена, только им по 16-20 лет. У каждого из них свои причины согласиться на работу, и эта причина — не всегда деньги, пусть они и играют немаловажную роль в происходящем. Книга — история о том, как они пытаются выполнить заказ, хотя при этом рассказы о прошлом героев, их знакомствах и взаимоотношениях занимают едва ли не больше времени и места, чем основной сюжет.
    Думаю, это можно считать моей первой претензией к книге — очень предсказуемый основной сюжет. Если даже очень хороший фокус повторить пять раз подряд, он перестанет радовать. После того, как тебе один раз дали понять, что предводитель шайки, Каз, привык всё просчитывать наперёд и при этом не рассказывать всем о собственных планах, ты уже ждёшь, что большинство «проблемных» ситуаций он предусмотрел. Немаленькая часть основного повествования идёт примерно следующим образом: герои пытаются что-то сделать — происходит нечто, что им мешает — Каз это предусмотрел, так и было задумано. Если бы это было сделано, скажем, дважды за книгу — в самом начале и в самом конце, было бы гораздо эффектнее.
    Герои лично для меня оказались отдельной болью. И, я так чувствую, именно за то, что я сейчас скажу, меня будут терзать сильнее всего. Есть одно слово, от которого я в последние годы уже начала вздрагивать, слово это — репрезентация. Автор о ней очень заботится. Так заботится, что почти все герои у неё разной национальности, среди команды из шестерых человек есть инвалид, сильная женщина, женщина плюс-сайз, которую при этом все поголовно считают очень красивой и желанной (если что — я изначально не воспринимала Нину пышкой, мне казалось, что она просто шикарная женщина-«персик», но, если судить по западным фанатам, многие из низ воспринимают её скорее как «арбуз», и чёрт знает, какой её представляет себе автор), мальчик-гей, мальчик-пансексуал… У каждого второго — ПТСР, либо другая психологическая травма и повод морально терзаться. Но, с другой стороны, то, что они морально терзаются и местами находятся не в ладах с собой, наверное, единственное, благодаря чему я хоть изредка вспоминала о том, что средний возраст героев — 17-18 лет. Потому что всё остальное время они (кроме, разве что, Уайлена) воспринимаются скорее на 25-30. И, нет, я не считаю, что автор таким образом даёт нам понять, что они — очень рано повзрослевшие дети. Ну так вот… В репрезентации, самой по себе, нет ничего плохого. Просто до тех пор, пока до авторов не дойдёт, что нужно в первую очередь думать о сюжете, а не о репрезентации, и сам сюжет вовсе не обязательно выстраивать так, чтобы каждая репрезентация имела в нём значение, мы никогда не получим, например, второго «Гарри Поттера». А будут у нас такие вот бабочки-однодневки, вроде «Шестёрки воронов», о которой через лет 5-10 никто даже не вспомнит, потому что в моду войдёт какая-нибудь другая остросоциальная тема, и нужна будет другая репрезентация. Репрезентация — не зло, нестандартные персонажи — не зло. Зло — это когда кроме них в книге, по сути, ничего особенного и нет. Когда история уходит на второй план. «Гарри Поттер», например, был историей о дружбе и взаимовыручке. «Шестёрка воронов» — о шестёрке героев, которые отправились выполнять невыполнимую работу и при этом были очень разными и представляли все возможные меньшинства.
    Ну и — изначально, как я понимаю, книга позиционировалась, как история об обаятельных «мерзавцах». Если так — автор слишком рано начала мерзавцев оправдывать, и они уже на первой четверти книги начинают восприниматься, как, в общем, хорошие ребята, которым просто в жизни не повезло, таких бы только по головке погладить, да приголубить. Жаль, потому что, как мне кажется, с большей неоднозначностью было бы гораздо интереснее. Интереснее было бы, если бы не каждый плохой поступок каждого героя тут же (либо заведомо) был оправдан и обоснован.
    В итоге — скучноватая книга с предсказуемым сюжетом и очень разными героями, в которых, кроме их «нетаковости», в общем, ничего интересного и нет.
    И я не считаю, что автор плохая. В каком-то смысле, я ей даже сочувствую, потому что она, как и многие современные авторы, пишущие для той же ЦА, вынуждена работать именно так, а не иначе. Всем «додавать». Ну, то есть, всем, кроме тех, кто хочет интересную историю и сюжет, но кого сейчас волнуют такие мелочи?..

    22
    602