Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним17 августа 2018 г.

    Легендарный Notre-Dame

    1. Книга сочетает в себе черты исторического романа, исследования на тему французского средневековья и монументального изучения архитектуры. Последнее акцентировано значительно и ставится как задача произведения. Гюго являлся удивительным знатоком зодчества и во многом, благодаря его своевременному вмешательству, Нотр Дам сохранил свое великолепие.

    2. Главное действующее лицо романа, как это и понятно из названия, является Собор Богоматери. Его угрюмый, завораживающий, мистический вид, словно олицетворение скрытых человеческих тайн, притягивает к себе все основные события. Он является свидетелем безумия одних и спасения других. Под его сводами нашла свое убежище Эсмеральда, Клод Фролло не смог найти примирения с собственным телом, а Квазимодо обрел и потерял все по воле жестокого рока. Отметить следует и то, что рок или "насмешница-судьба", как ее назвал однажды Шекспир, является также главенствующим явлением, подчиняющим себе всех героев этой средневековой драмы. Тема паука и мухи, которую раскрывает Клод Фролло, сводится к тому, что как бы не сопротивлялась несчастная мушка, паутина хищника слишком сильна, чтобы освободиться от нее. Автор в прологе к "Собору Парижской Богоматери" указывает на общую фатальность, символически соединяя стены древнего храма и слово, которое оставил на нем человек - и оно исполнено страдания и душевной боли.

    3. Дабы не раскрывать всех деталей сюжета, отметим что Клод Фролло является важнейшим персонажем книги; его душевный мрак служит своего рода олицетворением отречения от природы. Не хочу строить догадки, однако монашество не в первый раз подается в подобном ракурсе. И не мудрено - мужчины, которые отдают свою жизнь на божественный алтарь, при этом оставляя мирские блага, подвергаются чудовищным соблазнам. Искушение плоти (как мы хорошо знаем из повести Льва Толстого "Отец Сергий"), становится непреодолимым; душа под давлением тела становится заложницей желаний извне и в считанные мгновения разрушается основание здания, которое, казалось, было прочнее каменной стены. Клод Фролло из одаренного, талантливого человека превращается в одержимого одной идеей безумца, которого ослепляет страсть. Она служит своего рода сейсмической волной, которая наносит смертельный удар без подготовки. Не понимая что делать, он пытается предать забвению или искусственному отвлечению предмет своего обожания, но уже слишком поздно - болезнь воспаляется в его мозгу и крах системы неминуем. Все остальное - муки, страдания, душевные терзания, отсутствие выхода, боль - это следствие. Те же добродетели, которые он должен был исповедовать, исчезли во мраке его души, и заменило их нечто инфернальное. Таков Клод Фролло.

    4. Эсмеральда - это гений чистой красоты, выражение невинности и кротости. Наивность простительна её возрасту (ей шестнадцать лет), но это не берут в расчет обстоятельства. Будучи спасенной капитаном королевских стрелков, она посчитала это спасение за проявление истинной доблести и героической мужественности, но разглядеть в нем повесу она, увы, не могла. Ее доверчивое сердце не разглядело лицемерия, а настоящее мужество и отвага не нашли в ней своевременного отклика. И это не может быть упреком, ведь мало кто смог бы разделить белое от черного в её возрасте. Жестокая и мученическая плата за простые ошибки, открывшийся случай (или злобный рок?), собственную красоту и полные зловещего цинизма проклятия - слова: "Такова воля короля", становятся центральными мотивами истории Эсмеральды.

    5. Но ничто не может сравниться с личной драмой Квазимодо (равно как и затворницы Роландовой башни), и недаром этот персонаж считается главным действующим лицом книги, если говорить открыто. Этот характер, который выражает собой совершеннейшее уродство, находит свое истинное значение внутри себя, как в ночной мгле обычно ярко светят звезды. Это свечение так искренне, что только равнодушный не заметит в нем теплого огня. Любовь Квазимодо - есть благородство без тщеславия, есть внутренняя сила и подлинные чувства. Трагедия Квазимодо в его природе, которую он не в силах изменить, как нельзя заставить время идти медленнее. Осознавая это, он сравнивает себя с Эсмеральдой и это противопоставление дается ему мучительно. Но даже в этом он сохраняет свою доблесть в чистоте. Не представляя душевных ужасов Клода Фролло, он не может и помышлять о вреде для своей любимой. Но честность Квазимодо и стремление к справедливости, также как и высокая ступень любви, на которой он поднялся, все же, остались без ответа. Да, он остался один, со своим уродством, и горе тем, кто смеется над ним в эту минуту! Но видит Бог, он не один, а с той, кого поклялся защищать. Как нельзя разъединить Ромео и Джульетту Вильяма Шекспира, так нельзя и видеть этих двух замечательных персонажей Виктора Гюго - Квазимодо и Эсмеральду, людей отверженных природой и обществом - на далеком, друг от друга, расстоянии.

    Содержит спойлеры
    11
    2,1K