Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Im Westen nichts Neues

Erich Maria Remarque

  • Аватар пользователя
    Junker16 августа 2018 г.

    Это была первая книга за авторством Ремарка, которую я прочитал. По сравнению с поздними романами, «Im Westen nichts Neues» короткое произведение, но автору удается описать на его страницах несколько лет своей жизни. Хотя что есть война для обычного человека - будни, рутина, байки о товарищах и воспоминания о воровстве гусей.

    Повествование ведется от лица двадцатилетнего парня, со школьной скамьи отправившегося на войну. Ремарк рассказывает, что их школьный учитель сам уговорил весь его класс записаться в рейхсвер добровольцами. Однако, сам учитель остался в тылу, и даже, будучи записанным в ополчение не покидал своего города.

    История об изнанке войны, как ее видит простой солдат. Основная часть книги посвящена описанию тягот войны, писатель чувственно делится своими окопными переживаниями, окружающей жестокостью. Но для него, только сошедшего со школьной скамьи, все это быстро становится рутиной. Человек привыкает ко всему, в том числе и к раскатам стальных гроз.

    Это роман о том, как человек, несмотря несправедливость жизни остается человечным, не озлобляется на противника. После убийства вражеского солдата Ремарк чувствует себя виноватым, впадает в размышления со всей своей гуманистической искренностью:


    -Товарищ, я не хотел убивать тебя. Если бы ты спрыгнул сюда еще раз, я не сделал бы того, что сделал, — конечно, если бы и ты вел себя благоразумно. Но раньше ты был для меня лишь отвлеченным понятием, комбинацией идей, жившей в моем мозгу и подсказавшей мне мое решение. Вот эту-то комбинацию я и убил. Теперь только я вижу, что ты такой же человек, как и я. Я помнил только о том, что у тебя есть оружие: гранаты, штык; теперь же я смотрю на твое лицо, думаю о твоей жене и вижу то общее, что есть у нас обоих. Прости меня, товарищ!

    Хотя, в сущности, что он еще мог сделать? Если бы он не убил товарища, товарищ убил бы его.

    На примере Пауля Боймера мы можем проследить, как развивается характер молодого человека в тяжелой обстановке. Как война отбирает у молодых людей мечты, надежды и будущее. Как говорит Пауль, хотя ему всего 20 лет, но он уже видел столько, что в душе чувствует себя стариком.

    Когда я приступал к этому роману я ожидал увидеть в нем сплошное пацифистское нытье, похожее на нытье 99% рецензентов романа на лайвлибе. И я оказался почти прав. Но все же, Ремарк приятно удивляет. Произведение читается на удивление быстро, и, хотя автор и сетует, в основном, на тяготы, подает он свои причитания в увлекательной форме, книга приковывает внимание.

    В книге есть красочные описания боев, которые заставят вас ощутить дух войны и на время перенестись в шкуру простого парня-солдата столетней давности. Часть книги посвящена интересным историям из солдатской жизни, и, конечно же, единственная положительная черта войны для Ремарка — солдатское товарищество. Этой положительной чертой, и практически основной темой, пронизаны последующие романы автора. «Три товарища» и «Черный обелиск», по сути, отцентрированы на дружбе старых боевых товарищей. Спустя годы после войны эти люди помнят друг о друге и стараются удержать своих военных братьев на плаву. На войне между ними, возможно, не слишком близкими людьми установилась самая крепкая дружба, какую у нас называют "настоящей".

    В романе вы не увидите моментов стремительного наступления, которое сначала заставляет человека бояться, но в приближении опасности опьяняет его боевым дыханием. Хотя для меня книга и состоит практически полностью из причитаний, я могу понять автора: война тяжела для психики любого человека и большинство запоминают лишь ужас, либо наоборот, выбрасывают всю войну из памяти, оставляя там лишь байки о сослуживцах.
    Эрнст Юнгер писал о таких людях следующее:


    Люди подходят к этому жизненно важному вопросу с религиозной серьезностью, чтобы снова и снова биться своей головой по стенам своего горизонта. Они никогда не найдут решения, так как уже их постановка вопроса неправильная. Они воспринимают войну как причину, не как выражение, и потому они ищут снаружи то, что можно найти только внутри. Только проявление, грубая поверхность имеет для них значение.
    Между тем: их нужно понимать. Они материалисты в полном понимании этого слова, я, прожив среди них теперь уже целые годы, слышу это из каждого их слова. В первое время я удивлялся важности, которую они приписывали, например, еде, и вскоре сделал наблюдение, что лишения крайне тяжело давались им, людям физического труда. Они – действительно материал, материал, который идея сжигает, хотя они не сознают этого, для ее больших целей. В этом их собственное значение, величину которого они не в состоянии охватить, и это причина их страданий.

    Некоторые, как Ярослав Гашек, стараются превратить все в шутку. А есть те, кому нравится воевать. И чаще всего их воспоминания получаются гораздо интереснее. Читая подобное, типичный человек не может ассоциировать себя с автором, сам он никогда бы так не поступил. В них так же описываются тяготы, но авторы не стараются сконцентрировать роман на них. Такими были военные эпизоды Гиляровского, «Дроздовцы в огне» Туркула, мемуары Эрнста Юнгера «В стальных грозах» и роман «Лейтенант Штурм». Мемуары Юнгера изданы на 9 лет раньше Ремарка и снискали огромную популярность в межвоенной Германии. Эрнст Юнгер в интервью «The Evening Chronicle» отмахнулся от романа Ремарка, назвал его камуфляжем, создающим впечатление, будто в Германии царят интернационализм и пацифизм — пораженчество и гуманистический туман. Сам же он хотел сказать, что военные не были так ужасно несчастны.

    Многие здесь любят писать, что нацисты за правду несчастного Ремарка притесняли. Но Адольф Гитлер сам лично участвовал в этой войне в чине рядового и ефрейтора, для него война и память о ней была священна, и до конца своей жизни Гитлер с пиететом относился к ее героям. Многие нацисты так же участвовали в ней на поле боя, генерал Роммель был лейтенантом в ту пору. Роман Ремарка, полный сентиментального пафоса и извращенного самолюбования «потерянного поколения», возможно, принят многими ветеранами войны, в числе которых были и нацисты, как надругательство над святыней.

    В целом, хотя я и обозвал ее по-разному, книга мне понравилась. Я читал ее на одном дыхании и получил удовольствие от чтения. Однако, каких-то особых чувств, связанных с страхом и ужасом, о которых упоминают впечатлительные девушки-рецензенты, я не испытал. Настоятельно рекомендую как пацифистам, так и милитаристам. Каждый найдет в нем что-то по душе.

    3
    768