Рецензия на книгу
Меня зовут Мина
Дэвид Алмонд
Аноним11 августа 2018 г.Двоякие книга оставила впечатления.
Сюжет построен на дневниковых записях девочки, написанных от первого лица, что, безусловно, добавляет реалистичности произведению. Автор адаптирует язык к максимально приближенному возрасту Мины, снабжает её историю надписями разных шрифтов, когда особенно сильно хочется побунтовать против чего-то.
А бунтует Мина против всего, и её поведение нельзя списать на один только сложный возраст. Мина восстаёт против стандартности, глупых одноклассников, учительницы Черпенс и школы, в целом. В этом нет ничего ненормального. Каждый бы вознегодовал, задай ему писать сочинения на скучные темы с обязательным следованием плану (а как же импровизация?), выполнять неинтересные задания, быть, как все, но ведь так не бывает: каждый ребёнок индивидуален, у каждого свои интересы, разный вид темперамента и отсюда, - тип памяти и способность к усваиваемости материала. Помимо этого, Миссис Черпинс забывает, что наиболее эффективно дети (да и не только) обучаются тогда, когда образовательный процесс протекает в форме игры. Разжёвывание материала на пальцах и сухая отработка по листочкам больше не работают. Но всё бы это были цветочки, если бы учительница не обозвала Мину "безумной дебилкой". Это яростный вопль учителя о своём бессилии, когда нужно обернуть ситуацию в шутку, разрядить атмосферу в классе и задуматься на досуге о своих методах. Если они нравятся одному учителю, толку от них не густо.
Словом, бунт у Мины в крови, и свою непохожесть на других девочка воспринимает правильно.
- Ой, Мисс Томпкинс! - завопил он. - Мисс! Она опять! Мина МакКи опять!
Дурак! Что - опять? Я - не опять, я - всегда.Свою индивидуальность героиня реализовывает в слове. Оно у неё такое же непоседливое, как и она сама. Восставая против учительницы и её сочинений, слово начинает шепелявить и подхрамывать:
Вночали псицеснарк был глыбыко ф ентом нуентомкакыво. Таком голглом голглом голглом школьнедоре. Пырхасть савсим нехте! Ранаранапаутру хоца так хоца а нехте. Ойуй! Тока фзлитицца — кырыса, нуилитам паталог. Паталоговыя такаэ кырыса. Кырысовый такоэ паталог. Вот! Нет аблаковыси. Тииимнатишша. И шорьки такиэ хливкия хливкаюцца — прссск, прссск. Хтотам? Хтотам? Кричицца хтотам! Авот и сииикрет! <...>В другое время Мина любит придумывать разные задания, вовлекающие слово, и выполнять их. Порой эта игра выглядит довольно забавно, но чаще, - как задания из дневника "Уничтожь меня", порой отвратительные. Безусловно, мир познавать нужно, но как можно его познать, размышляя о судьбе человеческих естественных отходов и, делая об этом записи, я понять не могу. Cами дневниковые записи порой выглядят разрозненно, с другой стороны, часто читателя с упорным повторением обращают к одним и тем же темам, раскрывая одни и те же черты Мины, поэтому её чёткий образ мне с трудом удаётся сформировать.
Очевидный антирелигиозный посыл из уст девочки также не вызывает на моём лице понимающей усмешки, потому что я "не в теме" с автором и, к слову, предпочитаю книги, написанные для детей, в которых писатели не касаются темы религии вообще и, желательно, не начинают сталкивать верования лбами.
Из-за противоречивых впечатлений склоняюсь к нейтральной оценке.
291K