Рецензия на книгу
Врата в ледяной чертог
Елена Артамонова
Аноним6 августа 2018 г....а мы занялись подготовкой к спиритическому сеансу. Споров было много. Каждый из нас уже проделывал такие штуки, но все вызывали духов по-своему. Кто-то пользовался блюдечком, кто-то подвешенной на нитке иголке, а Маринка с Наташей вообще использовали для этих целей плавающее в миске с водой перышко. Наспорившись до хрипоты, мы все же решили воспользоваться классической методикой с блюдечком и начерченным на бумаге алфавитом. Я принесла все необходимое, расстелила на столе лист бумаги, зажгла свечи, потушила люстру. Костик тут же накарябал на бумаге кривой, весьма неаккуратного вида алфавит, поставил на него блюдце.Побуду специалистом по сортам говна и расскажу о своей самой любимой серии "Страшилок". Время идет, а я каждый раз, возвращаясь в свой старый дом, где лежат бесконечные тома книжек, купленных по 80 р штука в подростковом возрасте, начинаю перечитывать именно книги Артамоновой. В этот раз я серьезно подошла к вопросу и решила читать в порядке выхода книг, чтобы, так сказать, проследить хронологию, да еще окинуть все взглядом зрелого в читательском плане человека.
Герои Артамоновой кочуют из книги в книгу. Кочует образ рокового мужчины, некого высокого южно-европейского типа красавеца с длинными локонами и мутный прошлым, а так же места, где случаются все эти богонеугодные дела. Но все это нестрого, если в руки попадет одна книга откуда-то с середины цикла, то и ее одну можно прочитать с удовольствием, и ничего не потеряешь. Именно эта не строгая серийность мне и нравится в первую очередь. Мир из страшилок Артамоновой стал фундаментом, на который потом прочно легла любовь к Плоскому миру: это вещи хоть и бесконечно далекие друг от друга в качественном плане, в чем-то оказались близки.
Вот еще Стайн во многом считается классиком детских пугалок, а мне он никогда не нравился. Мне всегда казалось, что он держит детей за идиотов и кляпает одинаковые рассказы на уровне БУУУ из-под кровати. А может быть просто у меня очень отличный от основной его аудитории культурный бекграунд. А вот у Артамоновой все очень жизненно: и электрички, и старые дачи, и вкусный теткин борщ... И кроме того, не чувствуется, что тебя держат за малолетнего придурка, с тобой говорят о новых вещах на понятном языке. Благодаря этим книгам я пролезла искать про Эшера, религию кельтов и Влада Цепеша. А времена были дикие, безинтернетные, так что это был настоящий квест. Благодаря этим книгам я стала собой - кладбищем бесполезных знаний, гуманитарием до кончиков ногтей, любителем искусствоведения и религиоведения. Как опытного читателя меня удивляет и приятно радует фееричная оригинальность Артамоновой. Для подобного рода беллетристики вещь просто уникальная, но мне правда любопытно читать такое многие годы спустя. Вот чем-то цепляет! "Я гляжу ей вслед, ничего в ней нет. А я все гляжу, глаз не отвожу".
С позиции зрелого читателя нельзя не заметить, что бродящие сутками неизвестно где подростки, которые потом не отхватывают - это по меньшей мере неправдоподобно. Ещё самоповторы, сумбурное повествование и местами топорность диалогов. Мне-ребенку это не мешало читать, мне-взрослому тоже не сильно глаз мозолит, но принципиальным товарищам лучше не любопытствовать. Это дорого как память, тут надо просто прощать.Такую рецензию на цикл я ставлю к "Врата в ледяной чертог" не только потому, что к другим книгам уже есть прекрасные рецензии, но и потому что из всех персонажей цикла, я бы могла ассоциировать себя только с Светой Акулиничевой. Грустная девочка, которая потом находит свое предназначение и все таки вырывается из-под удушающей маминой гиперопеки. К тому же у нее несчастная любовь с вампиром была до того, как это стало мейнстримом! Как более-менее осмысленный персонаж Света появляется в книге "Мой друг - вампир" (которая пользуется большой любовью читательниц, как я поняла, блуждая в интернетах), а во "Вратах" я встречается со своей сестрой по крови. Так что это - сферически-вакуумное начало цикла про Свету и Яну.
Повесть поднимает проблемы индивидуальности человеческого восприятия, пусть и в несколько примитивной форме. Еще в ней группа людей, изолированная от окружающего мира снегопадом, и старая дача. Приятное чтение на жаркий летний вечер. Не страшно ни разу, но, с другой стороны, после того, как я прочитала Чудовище с улицы Розы , я потеряла способность пугаться. Сейчас бы я, наверное, такое специально искать бы не стала, но страшилка ничего так, это да.5723