Рецензия на книгу
Возвращение в Брайдсхед
Ивлин Во
missis-capitanova6 августа 2018 г."... Экскурс в юность..."
Мы с тобой посидим, поболтаем,
Нашим душам пора отдохнуть.
Давай вместе мы в юность слетаем,
Вспомним то, что уже не вернуть...В жизни каждого человека есть такие места на карте, попадая куда он может мысленно перенестись на многие годы назад... Такие места наполнены звуками, запахами, предметы, каждый из которых хранит в себе ворох воспоминаний... Оказавшись там, предательски защемит где-то в районе солнечного сплетения, Вас накроет волной картинок из прошлой жизни и на какое-то мгновение может даже показаться, что всех этих лет словно бы и не было.... Как будто кто-то отмотал кинопленку до нужного эпизода, а всю последующую запись стер... Но все мы прекрасно понимаем, что это не так... Прошлое нужно оставлять тем, кто остался в нем... Но иногда попасть в такое место чертовски приятно...
Приблизительно такие чувства испытывает Чарльз Райдер, когда во время Второй мировой войны попадает в поместье Брайдсхед, знакомое ему из далекой юности... Когда-то в годы своего студенчества в Оксфорде он сошелся с эксцентричным юношей Себастьяном Флайтом и со временем стал вхож в его семью настолько, что буквально безвылазно проводил дни и ночи в их родовом гнезде - Брайдсхеде. Кстати, сразу хочу отметить, что в дружбу Себастьяна и Чарльза я не верю. Это совместное веселье, совместные попойки и кутеж, но это еще не дружба! На мой взгляд, Себастьян вообще не тот человек, с которым можно дружить - ему подобные чувства вряд ли известны, так как в силу своего социального статуса отношения у него к людям потребительское... Было ли у Чарльза реальное намерение с ним дружить или это была попытка просто проникнуть в высшие слои общества - сложно сказать...
На примере аристократического семейства Флайт Ивлину Во удалось прекрасно продемонстрировать читателю уходящую эпоху процветания английской аристократии, моральное разложение и падение нравов в этой среде. Каждый член этой семьи - отдельный ящик Пандоры. Все они с какими-то собственными странностями и перегибами то в одну, в то в другую сторону - кто- то страдает алкоголизмом, кто-то ударился в религию, кто-то сбежал с любовницей в другую страну, от кого-то няни топятся в озере... Читая о жизни этих так званых аристократов, аж зло берет - у людей в жизни есть все, чего только можно желать, есть практически неограниченные возможности, а они так все это бездарно проматывают. От чего иначе, как не от скуки, как не от пресыщенности и развращенности, все их чудачества? Если бы каждый день Себастьяну нужно было добывать хлеб для себя и для своей семьи, хватало бы у него сил еще и на то, чтоб кутить по всему Оксфорду с плюшевым медведем? Если бы леди Марчмейн нужно было вести хозяйство для большой семьи, много бы оставалось у нее времени для ведения религиозных диспутов и проведения досуга в молитвах? На фоне всех остальных членов семьи лорд Марчмейн, сбежавший от них в Венецию, кажется еще более-менее нормальным..
Но Чарльз поначалу всего этого не замечает - ему, стоящему в социальном плане на ступень ниже, попадание в водоворот богемной жизни кажется чуть ли не чудом... Да что там говорить - он буквально влюблен в жизнь своих новых знакомых! Вообще, несмотря на то, что повествование ведется от его лица и мы в этом романе - это его глаза и уши, Чарльз для меня какой-то безликий и не вызывает абсолютно никаких эмоций. Конечно, некоторые его поступки вызывают недоумение, но не более. Например, когда в Брайдсхеде устраивали охоту и Себастьян решил улизнуть с нее и отправиться пить в кабак. Зачем он дал ему денег, если давно уже видел, что друг превратился в запойного алкоголика? Или когда возвращаясь из Америки в Англию, где накануне его отъезда у него родилась дочь, он абсолютно не горит жалением ее увидеть.
Так же мне непонятна его круглосуточная готовность услужить представителям этой семьи - "Ах, Себастьян опять ушел в запой где-то в Марокко, поедьте, привезите его домой" и он как гончая через всю Европу мчит за этим пьянчужкой! Такое положение шестерки при семействе Флайтов должно было бы быть для него оскорбительным, но нет - он принимает его как чуть ли не особое расположение и доверие и всегда рад услужить... Как будто это своеобразная плата за то, чтобы быть допущенным в их круг... Но быть допущенным в их круг и быть им равным - не одно и то же... Такое ощущение, что Чарльз настолько покорен то ли самой семьей, то ли поместьем, что стать у них своим он готов как угодно - если не через Себастьяна, так через Джулию... Но злая насмешка судьбы в очередной раз не дает ему этого сделать - иногда желаемое убегает от того, кто так рьяно гонится за ним...
отъезжая в автомобиле и обернувшись, чтобы бросить, как я полагал, последний, прощальный взгляд на Брайдсхед, я ощутил, что оставляю там частицу самого себя, и, куда ни отправлюсь теперь, мне всюду будет чего-то не хватать, и я буду пускаться в безнадежные поиски, подобно привидениям, которые бродят в тех местах, где некогда зарыли свои земные богатства, и теперь не могут оплатить себе дорогу в подземный мир. „Я никогда сюда не вернусь“, — сказал я себе.Хотя, конечно, финального поступка Джулии я не понимаю. Вернее, я понимаю, какова была ее логика - мол, лорд Марчмейн, бывший атеист, будучи на смертном ложе, возвращается к вере и умирает воцерковлённым, и глубоко тронутая таким шагом отца, Джулия понимает, что не может нарушить церковные правила и вступить в брак второй раз. Но вот сердцем я этого понять не могу... Это выглядит не иначе, как блажь и глупый предрассудок... И как финал, и последний удар при крушении всех надежд - Вторая мировая война... Разбросанные по всей Европе судьбы героев и разрушенное поместье...
Ивлин Во давно и прочно укоренился в списке моих любимых классиков английской литературы и эта книга - еще одно лишнее тому подтверждение. На мой вкус она не самая лучшая у автора, но безусловно заслуживает внимания. Богатый язык, шикарные описания и диалоги, яркие живые образы этого романа составили мне отличную компанию в течении нескольких вечеров!
531,9K