Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вокзал потерянных снов

Чайна Мьевиль

  • Аватар пользователя
    Аноним5 августа 2018 г.

    С первых страниц Мьевиль поражает своей фантазией, умением плести описания, выстраивать объемную и красочную картину. Мы будем путешествовать по городу Нью-Кробюзон, побываем во множестве закоулков, погуляем по разномастным районам, исследуем все, что хотел показать автор. Главное в этой книге - город, его грязь, зловоние, нищета, лоскутное одеяло кварталов, колоритные жители разнообразных рас. Мьевиль придумал уникальный мир, который не смог уместить в восемьсот страниц, хотя пытался. Но для большего раскрытия мира есть следующие книги.
    Вокзал потерянных слов мне в принципе понравился, но я для себя отметила очень много вкусовщины, о чем не могу не поделиться.
    Во-первых, герои "не моего романа". Айзек, Лин, Ягарек и остальные и не претендуют на звание типичных героев фантастической книги. К их оригинальности нет претензий, хорошо, что они не подчиняются клише. Но я никому не сопереживала. Ни один из характеров меня не зацепил. К середине книге даже возникло ощущение, что персонажи движутся по сюжету, потому что так надо автору. И поэтому, когда автор подбрасывал героям испытания, мне не хотелось особо волноваться о их судьбе. Из-за незацепивших персонажей я читала книгу достаточно долго, несмотря на то, что текст очень плавный, скользящий и глотается не ура, но как только обложка закрывалась, то рука не тянулась вернуться.
    Во-вторых, бесконечный поток фактов, их Мьевиль сыпет на нас, как из рога изобилия. Он не прекращает снабжать нас справками, даже когда возникает напряженная ситуация. Темп снижается, напряжение уходить, динамика на нуле. Нельзя сказать, что автор не знает, что делает. Он знает, да еще как, но сознательно жертвует напряжением, чтобы рассказать что, зачем и почему. И, возвращаясь к персонажам, на фоне огромного мира они выглядят малопроработанными. Мы более менее знаем о Лин и Айзеке, чуть меньше о Ягареке, а Дерхан, Лемюэль и остальные как темный лес.
    В-третьих, расставленные ружья и

    Бог из машины

    . По тексту рассыпаны мельчайшие намеки на что-то важное, они теряются в потоке мироописания и сюжетных перипетий. И когда они выстреливают, то это больше похоже, что рояль выкатился из кустов. Но не предъявишь автору, ведь говорил, предупреждал, но все равно предпосылок, для того чтобы ружье сработало, не было. Очень много случайных совпадений и благоприятных событий. Вот Айзек. Грузный мужчина, ученый, мало приспособен, чтобы бегать по городу и спасать мир. Однако,

    он выжил, а профессиональные наемники - нет.

    .

    И я даже ни на минуту не усомнилась, что Лин жива.

    Мьевиль знает логику текста, умеет выстраивать так, чтобы мы видели то, что он хочет показать. Но мне не хватило нескольких эпизодов, взглядов с других сторон, меньше тумана в конце, когда Айзек придумал, как убить тварей. Можно было бы пожертвовать кусками с мэром, потому что большинство ни к чему не привели. Да, они нужны были, чтобы объяснить, как бойцы Попури оказались на Вокзале, но герои даже не поняли, кто пришел в самый последний момент, когда все было кончено.
    Роман не без греха. Читать его стоит людям со стальными нервами, потому что Мьевиль не скупится на краски, чтобы нарисовать неприглядную картину. После прочтения у меня в голове остался рваный сюжет, сопровождающие его объяснения по миру, неудовлетворение развязкой. Но так же осталось понимание, что автор показал, что хотел, и не нам предъявлять претензии.

    3
    674