Рецензия на книгу
Мария Стюарт
Стефан Цвейг
Аноним5 августа 2018 г.Однажды глупая баба села на престол, и что из этого вышло
Ааааа наконец-то она закончилась, эта книга. И героиня вместе с ней закончилась тоже. Кто бы знал, как меня потрясывало уже под конец от этой глупой бабы, сродни Толстому с его Анной Карениной. И все равно мне, была она там королевой или не была, мой вердикт уже вынесен безотносительно ее монаршего статуса: такой дуры еще поискать надо.
Цвейг, один из моих любимых авторов, красочно рассказывает нам о жизни королевы французской и шотландской, Марии Стюарт. Она красива, спору нет, на сохранившихся портретах она действительно привлекательно выглядит. Автор же однако утверждает, что она еще и умна и отважна и смела и хорошая королева. Ой ли?
Выросшая при дворе короля Франции Генриха II, дворе победившего абсолютизма, Мария Стюарт приобрела все замашки абсолютного монарха. Она де и Солнце и Звезды своего королевства и своего народа. Мария привыкла к роскоши французского двора, но править то ей придется в далекой, холодной и практически дикой Шотландии, где бал правят горные кланы во главе с Лордами. Хорошо бы ей было при том же французском дворе приобрести навыки дипломатии, но разве можно заставить изучать что-то неинтересное хорошенькую 16-летнюю девочку, которой только подавай балы и развлечения? Хорошо, что ее хватило хотя бы на языки, лютню и поэзию. Потому методы правления Стюарт будут заключаться в прекрасном "потому что я так сказала". Или такое впечатление создалось из книги. Вообще судя по книге у нее поначалу и была чисто репрезентативная функция, а для правления она завела себе советников: сводного брата Меррея и еще парочку министров. Так бы и продолжала "рулить" страной чужими руками, вышла бы замуж за кого-нибудь посолидней. Но нет, нужно было выйти замуж по любви...
У Марии Стюарт незаслуженная легкость, с какою - увы, слишком рано! - ей все доставалось, порождает необычайную беспечность, самоуверенность и, как высший дар, ту дерзновенную отвагу, которая и возвеличила ее и погубила. Всякая власть от бога и лишь богу ответ дает. ... Легко и не рассуждая одушевляется она; бездумно, сгоряча, словно хватаясь за рукоять шпаги, принимает решения; отчаянная наездница, одним рывком повода, с маху берущая любой барьер, любую изгородь, она и в политике надеется единственно на крыльях мужества перемахнуть через любое препятствие, любую преграду.Цвейг неистово восхищается Марией, и ладно бы ее смелостью и отвагой, черт бы с ними, хотя по мне эти ее качества больше напоминали последний шанс отчаявшегося. Сначала она нарубит дров, да таких, что против нее поднимается свой собственный народ, а потом она встает в горделивую позу "ах так, ну тогда я пошла" и реально идет или скачет на лошади черти куда, чтобы ее еще и уговаривали вернуться. И дрова то все такие... извините, но кроме присказки "глупая п@зда ногам покою не дает" в мою голову ничего не приходит. Если влюбляться - так до тошноты, надо пасть к его ногам, клясться в чем попало, умащать маслом и натирать миртом, так что даже пустоголовый Дарнлей, второй муж Стюарт, начал от нее шарахаться. Ну ладно, влюбилась ты, Мария, вышла замуж, муж от тебя бегает, прячется на потеху всему шотландскому народу. Вроде бы и так сойдет. Но нет. И тут начинается такая дикая история, от которой у меня волосы дыбом.
Мария влюбляется в своего советника Босуэлла. Вроде ладно, но как она влюбляется? Он ее насилует!!! Взламывает границы! А она в него влюбляется!!! Начинает за ним волочиться как волокуша со стажем. Королева, блин. Что за нах? Почему у этой женщины все перепутано? Стокгольмский синдром сыграл? Ну, а Босуэллу то что? Ему удобно, есть шанс даже королем стать. Злой гений Марии Стюарт. Ну, и завертелось, закрутилось, а закончилось всем известно чем. Елизавета казнила Марию. (Этой казни я ждала с адовым нетерпением).
Если для Елизаветы искусство правления - это партия в шахматы, головоломная задача, то для Марии Стюарт это одна из самых острых услад, повышенная радость бытия, рыцарское ристание. У нее, как однажды сказал папа, "сердце мужа в теле женщины", и именно эта бездумная смелость, этот державный эгоизм, которые так привлекают к ней стихотворцев, сочинителей баллад и трагедий, послужили причиной ее безвременной гибели.
Ибо Елизавета, натура насквозь реалистическая с близким к гениальности чувством действительности, добивается победы исключительно тем, что использует промахи и безумства своей по-рыцарски отважной противницы.Цвейг постоянно сравнивает Марию с Елизаветой, и получается так, что Мария у него выглядит гораздо выигрышнее. Мол, Елизавета слишком нерешительная, слишком трусливая, ей слишком везет. Ну а я говорю, что везет тому, кто сам везет. И не нерешительная она, а хитрая. Не трусливая, а хороший дипломат. Да что я распинаюсь, сама история показала, кто из них с Марией оказался в выигрыше. И каким правителем стоит быть.
Можно говорить, видела такое мнение, что Мария всего лишь хотела любить и быть любимой, и была бы она обычной женщиной, все бы у нее было хорошо. Я это вообще за аргумент не считаю. Это как считать, "вот если бы у меня были голубые глаза и грудь третьего размера, я бы была привлекательной." Только если у тебя глаза карие и ты плоская как доска... Простите, но Мария Стюарт - уже не обычная женщина, она королева, мать ее, фиговая, правда. И обычной не могла стать никак, даже отказавшись от престола. А раз ты королева, то и играй по-королевски. У тебя вот такая сдача карт, надо выжимать из него максимум, а не бегать по тавернам за насильником. У Елизаветы получилось, Марии же явно не хватило мозгов. И я куда больше восхищаюсь Елизаветой.
Еще вот что интересно. Я довольно много читала у Цвейга новелл, и роман прочитала, но нигде, помимо этой книги не встречалось у него настолько цветистого языка. Даже цветастого, можно сказать. Количество прилагательных превосходной степени и велеречивых наречий просто зашкаливает, чтобы читать этот текст, нужно буквально делить все слова на два.
И вот она сидит ночью одна в полутемной комнате, пустой и холодной, свечи проливают призрачный свет, а кругом такая немая тишина, что слышно бормотание самых сокровенных ее мыслей и вздохи растоптанной совести. Нет ей ни сна, ни покоя, безмерно томит ее желание разделить с кем-нибудь тяжесть, что гнетет душу, перемолвиться словом в этот час неизбывной тоски и муки.Но мне очень понравилось, что Цвейг не просто пересказывает страницы истории, но и проводит свой анализ. Возможно, в чем-то некорректный, в связи с его явным тяготением в сторону одной из противниц этого противостояния двух королев, но тем не менее безусловно интересный и логичный, и оттого ценный. В связи с моим пристрастием к истории, но абсолютной неспособности анализировать политические предпосылки и причины тех или иных событий, мне остается полагаться только на здравомыслящих авторов. Цвейг же этим даром обладает. За что и ставлю не две звезды.
823,1K