Рецензия на книгу
О дивный новый мир
Олдос Хаксли
Аноним4 августа 2018 г.У страха глаза велики
– Однако он прав, – сказал Гельмгольц хмуро. – Действительно, кретинизм. Пишем, а сказать-то нечего...Стойкое отторжение вызвала у меня эта книга, где через каждое строчку будто слышен плач автора об ужасных коммунистах. Так и видится мне: конец 20-х, общество потрясено событиями, происходящими в России и по всему миру, чопорные британцы слушают радио и посыпают голову пеплом, а среди них впечатлительный интеллигент уже рисует апокалиптический мир будущего, где тоталитаризм принимает самые уродливые формы.
Ленайна (Lenina) Краун, Бернард Маркс и другие фигуры революционно-тоталитарных движений в аллюзиях имен героев. Впрочем, хорошо хоть, что главноуправитель не списан со Сталина (привет, Оруелл!)В основе произведения лежит некая внезапная революция, последствия которой самые ужасные. Она представляет собой рубеж между нашим привычным разумным миром и миром "дивным новым", который автор демонизирует, как может.
Например, сексуальная вседозволенность в настоящее время – это явление почти осязаемое, но в далекие 30-е – практически сатанизм. Автор пытается шокировать консервативного читателя с первой главы, его отношение хоть и не выражается напрямую, но сочится в каждой сцене. Он рисует героев поверхностно, расставляя акценты только на негативных чертах, и в угаре даже лишает их способности любить вообще. Кто-то скажет, что такова задумка; я скажу, что это ужасное утрирование. Реакция автора на изображенное общество схожа с несколько неадекватной реакцией Дикаря, который кричит на Ленайну "Шлюха! Шлюха!" и бьет её кнутом за то, что она испытывала к нему определенный интерес.
Разве мог бы разумный человек обойтись так с женщиной, которую будто бы любил? Без попытки объясниться или понять её, научить жить по-другому? Определенно не в этой книге, ведь Дикарь, "единственный разумный персонаж", представляет собой такую же однобокую куклу, как и все прочие. Он выражает автора, а автор – обвинитель, который нисколько не верит в своих героев, а только тычет ими читателю в лицо.
"Каждый принадлежит всем остальным" – девизы, девизы, девизы. В старом-добром СССР их писали на стенах, а тут сразу на мозгах.Другая попытка нагнетать ужас – отрицание материнства и детства. Если призрак коммунизма и по сей день манит людей в партию КПРФ, то ни в какой параллельной вселенной общество не пошло бы за идеей, которая отрицает главный инстинкт всего живого – иметь потомство. И даже если бы человечество вдруг когда-нибудь начало выводить детей из пробирки, слово "мать" никогда бы не стало матерным, для этого нет причин. Очередная попытка шокировать читателя, которая, подобно навязчивой рекламе в интернете с червями или телесными уродствами, неприятно бьет по чувствам.
Можно, конечно, считать, что все образы в книге – это просто образы, попытка создать увлекательное произведение (близкое к жанру экзестенциального хоррора). Однако в 1958 году, спустя почти 30 лет после выхода книги, Хаксли опубликовал пространное рассуждение "Возвращение в дивный новый мир", в котором позиционировал себя, как пророка. Он предвещал, что в ближайшие 15 лет большинство стран мира станут тоталитарными, правительства начнут изобретать наркотик-сому, поощрять безнравственность, зомбировать детей во сне, активно изобретать инкубаторы.
Из этого все же напрашивается вывод, что книга носит характер антиагитационного листа – изображая все возможные и невозможные кошмары будущего, автор пытается отклонить читателей от всякого рода крайних идей. Да еще при этом мнит себя великим прозорливцем.
Забавно однако было наблюдать, как в шестисотлетнем будущем при небывалом уровне развития генетики все еще используется ручной труд, стоит индейская резервация, существует дискриминация по отношению к чернокожим, а чтобы связаться с кем-то, надо лететь к нему на вертоплане. Все это мелочи, казалось бы, однако были ли попадания вообще?
Обидно еще за Генри Форда, которого Олдосу Хаксли вдруг захотелось произвести в Боги сумасшедших. Очевидно, такая честь связана с блестящим успехом в организации конвейерной линии, ведь именно с конвейером связан один из самых ярких образов романа – выводки однояйцевых близнецов-дебилов. Думается, этот делец краснел на том свете каждый из 112 раз, когда в книге его поминали не иначе, как "Ей-Форду", "фордохульство", "На Форда надейся, а сам не плошай" (что за издевательство над именем человека и над памятью о нем?). Тем более, что такая аллюзия абсолютно несправедлива в контексте его жизни и работы. Форд один из первых начал рассматривать работника не как приложение к станку, а как живого человека. Через повышение зарплат, сокращение рабочей недели, поощрения, внесение разнообразия в труд он смог преодолеть текучку и добиться небывалого процветания своей фирмы. Гигантскую выручку принесла ему политика не уравнительства, а, напротив, индивидуальный подход к каждому работнику – прямая противоположность тому, что изображает Хаксли. Так за что такое унижение ("Фордики-моталки")?
Не понимаю, почему теории заговоров обычно вызывают у людей улыбку, а антиутопии – благоговение, ведь во втором еще меньше правды, чем в первом. Особенно в данном случае. В предисловии к книге автор написал, что предоставил Дикарю выбор между двумя безумиями, а именно цивилизацией и племенем. Третьего не дано. Хаксли не верил в возможность здравомыслия по собственному своему признанию, а значит и мир вокруг себя он воспринимал искаженно. Это искажение восприятия вполне выразилось в произведении, и было бы интересно ознакомиться с ним, если бы не постоянное запугивание читателя, не привкус антиагитационной работы.
Не бывает системы, ради системы, не бывает тоталитарного общества, где даже верхушка власти живет в рамках. В "дивном новом мире" же получается, что главноуправитель – наиболее милый и самоотверженный герой, который полностью осознает моральную пустоту своего окружения, ему это не по нутру, но он продолжает нести свой пост в земном аду. Почему? Чистый альтруизм. Да уж.
Содержит спойлеры0285