Рецензия на книгу
Жизнь взаймы
Эрих Мария Ремарк
Аноним2 августа 2018 г.В этом романе Ремарк, подобно художникам-импрессионистам, попытался ухватить мгновение, ощущение гонки и стремительно истекающей жизни.
Детство и юность главной героини, Лилиан, омрачила война, а молодость проходит в санатории для тяжело больных. Пребывание под надзором врачей может продлить жизнь Лилиан, но не излечить её от туберкулёза. Ремарк удивительно описал человека, который одновременно только учится жить по-настоящему и уже прощается с жизнью. Главный герой романа Клерфэ - настоящий экстремал, гонщик, человек без обязательств и долгосрочных планов. Он прожигает жизнь легко, как бензин на трассе. Время играет не только против Лилиан: Клерфэ становится стар для гонок, и скоро ему предстоит распрощаться с делом его жизни. Встреча героев оказалась для обоих яркой вспышкой, приключением, на которое никто из них не решался по-одиночке, тем более драгоценным, что времени на другое уже нет. Последняя попытка что-то изменить, запрыгнуть в уходящий поезд - вот что мне здесь видится. А любовь?
Любовь - это, возможно, то, что вернуло Лилиан в санаторий.По сравнению с другими прочитанными романами автора, этот мне показался наиболее далёким от войны. (Хотя, пожалуй, самый тематический и самый остроумный момент в романе связан с работником автозаправки с фамилией Геринг.) Тем не менее, все приметы автора на месте: невообразимое количество спиртного на страницу текста, ощущение потерянности и тлена, обаятельный русский на заднем фоне, совершенно искусственные, но прекрасные диалоги, услужливый служитель отеля, кстати, сами отели, печальные начало, середина и конец, и, конечно, великое множество выписанных цитат.
8213