Рецензия на книгу
Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)
Михаил Булгаков
Аноним26 июля 2018 г.Просто моё мнение.
Не отношу себя к читающим людям. Книги читаю редко, как будто поджидаю момента. Жду пока захочется что-нибудь прочитать. С другими трудами Булгакова М.А. не знаком, собственно, как и незнаком с его персоной и его жизнью. Не являюсь специалистом, экспертом и потому не могу говорить о стиле, слоге и прочем. В то же время не могу не выразить своё мнение, которое зрело во мне какое-то время. Мнение это, скорее о жизни и людях в целом, а не о произведении. Роман Булгакова М.А. не является тем единственным, что повлияло на его формирование. Просто, возможно, пришло время.
За прочтение «Мастер и Маргарита» брался дважды или трижды. Но во время этих попыток Берлиоз с Бездомным не выбирались даже из парка (может сквера). Более того, даже не поднялись со скамейки. И вот случилось. В очередной раз дело таки пошло.
Порой было очень захватывающе. Очень мне понравилась часть про суд над Иешуа. Как будто попадаешь в другой рассказ, или даже в учебник по истории, но гораздо более красочный. Забегая вперёд, эта часть книги запала мне в душу. Кажется, что писал её совершенно другой человек.Не имея каких-то предрассудков и штампов, абсолютно спокойно и ровно воспринимаю и период действия, и некую сказочность, и тасовку сюжетных линий, и личности персонажей. Некоторые ведут себя странно, но и в реальной жизни люди встречаются разные и довольно странные.
В чудачествах Воланда и его свиты безусловно заметен смысл, нацеленный на раскрытие человеческих пороков. При чём быстро и бесцеремонно. Такой подход мне близок по духу.
Безусловно проникся первым рассказом Мастера в доме скорби. Прочувствовал момент. От того, наверное, что сам стремлюсь к такому чувству. Точно зная, что оно существует, только вот не могу объяснить от чего я в этом так уверен. Всегда было это понимание, но ускользающего характера, словно видел давно во сне, но запомнил при этом навсегда.Для дальнейшего описания важно кое-что подметить. Лично я считаю, что сущность людей проявляется в деталях. При чём детали, опять же для меня, это и есть человек. Деталь - это ни какая-то мелочь, дополняющая его, а это он и есть. Безусловно, одной детали мало, но наблюдая, я подмечаю их больше и больше, и вот уже мнение о человеке изменилось до неузнаваемости. Изменилось настолько, что я при всём усилии уже не могу воссоздать тот образ, который видел вначале. И для этого совершенно не требуется сверлящий и неусыпный взгляд, только время и осознанность. И такой подход применим ко всему. И к роману Булгакова тоже.
Теперь к деталям и моей на них реакции.
- Первый рассказ Мастера о встрече с Маргаритой. Как я писал выше, он мне очень понравился. Ннннно, подметил деталь. Маргарита замужем. Что ж, думаю я, это бывает. Бывает, что встретил своего человека, того самого, единственного и для этого необходимо всё разрушить, и построить заново. И это правильно. Ну думаю, они так и сделают, ведь любовь взаимная, однозначная и бесповоротная. И опять ннно. Их встречи продолжаются, но ничего не меняется. Вот это, уже странно.
И опять ремарочка. Жизнь проста в понимании и порой сложна в реализации. Но это уже сфера ответственности самих людей, совершающих поступки. Есть такое выражение: «Для того, чтобы всё было хорошо, нужно делать всё хорошо». И ещё: «Хочешь быть человеком, вот и веди себя по-человечески». Я глубоко сентиментален, но при этом не испытываю никакого сожаления, когда положение конкретной личности вызвано не стечением обстоятельств, мало от неё зависящих, а её собственной тупизной (прожжённостью, малодушием, нежеланием думать и принимать волевые решения, неспособностью извиняться и нести ответственность за совершённые поступки, нежеланием видеть уроки и усваивать их).
Возвращаясь к жизни Мастера и Маргариты в период описанный его первым рассказом. По-моему, он описывал временной отрезок протяжённостью около года. Рассказ этот носит беглый характер, но из него безусловно понятно, что как минимум Маргарита живёт двойной жизнью. При этом речь идёт о большой любви и готовности умереть вместе с любимым. В этой части возникли для меня тревожные звоночки. Но скоропалительных выводов я делать не стал. Думаю: «Ну ладно. «Художник» так видит». Глядишь, дальше все получит своё объяснение». И воздержался от выводов, отложив их на потом.
События романа развивались, и настало время Маргариты. Хорошее проникновенное описание её состояния. Душевного состояния. И опять деталь, притормаживающая моё сопереживание ей, а именно её взаимоотношения с супругом, её поведение, отсутствие честных, пусть болезненных, но так необходимых поступков (решений). А вместо этого лицемерие, постоянный обман и скрытная жизнь. В дальнейшем она скажет Азазелло о том, что не хочет причинять боль мужу, который ничем ни заслужил того, что бы она рассталась с ним, разрушив семью. И увы, такими мыслями покрывают свою бесхребетность подавляющее большинство людей, намного усугубляя происходящее. Гораздо проще и правильнее быть честным и максимально прямым. Обман всегда тяжелее расставания.
Сам автор, не обращает на это внимание в книге, подавая это как душевные терзания Маргариты, и как бы пытается убедить читателя в её сложном и трогательном положении и склоняет нас проникнуться к ней сочувствием. Только вот её состояние — это прямой результат её же гниловатых поступков и сопереживать тут решительно нечему. Но я выгоняю эту свою мысль и продолжаю чтение, не вспоминая об этом. Художник так видит, дальше все объяснится…
Маргарита вышла из дома. Маргарита едет на трамвае. И вот Маргарита в парке, мимо проходит траурная процессия, и к ней подходит Азазелло (подсаживается на скамейку, если точнее). Между ними состоялся разговор, и вот тут моё внимание снова зацепилось. В данном случае, я настолько этого не ожидал, что это было похоже на то, как будто я споткнулся о торчащий из земли камень. Споткнулся и выругался. Часть этого диалога я, пожалуй, воспроизведу дословно. Для наглядности.
И так:
Азазелло: «Я приглашаю Вас к иностранцу совершенно безопасному. И ни одна душа не будет знать об этом посещении. Вот уж за это я Вам ручаюсь».
Маргарита: «А зачем я ему понадобилась?». Вкрадчиво спросила Маргарита.
Азазелло: «Вы об этом узнаете позже».
Маргарита: «Понимаю. Я должна ему отдаться». Сказала Маргарита задумчиво.Дальнейшее воспроизводить не имеет смысла. Тут важно другое. Эта деталь. Которую, безусловно, большая часть читающих возможно и не заметила, а из тех, кто заметил скорее всего не придали ей особого значения. Первая мысль, которая пришла ей в голову - «отдаться». Что ж, как говориться, каждый мыслит в силу своей испорченности. Споткнулся, запомнил, но опять же не стал на этом зацикливаться. Ну брякнула и брякнула. Однако, это детали, которые, подметив, уже и не забыть. Я о них вроде и не думаю, но тем не менее о них помню. Где-то там, в подсознании. Так, образ вдумчивой, глубокой личности Маргариты начинает меняться как портрет Дориана Грея. Снаружи вроде всё ещё в порядке, но в моём подсознании он начал искажаться и перекашиваться.
Кто читал роман, понимает. До полного фиаско оставалось совсем чуть-чуть.
Описывать дальнейшее в подробностях не имеет смысла. Стоит лишь сказать, что я три раза переставал читать книгу. Этот как по телевизору, на каком-нибудь конкурсе, кто-то поёт и явно фальшивит. Становится почему- то так совестно, что я переключаю канал, чтобы не видеть этого позора. Вот и тут также. В конечном итоге читать я бросил со словами: «Блииин, ну что за ш-ха». Прошу меня простить за некоторую грубость, но именно так я и подумал. Хотя такое поведение Маргариты, прямо скажем, к этому моменту было вполне ожидаемым и детали, как и всегда, оказались честнее, казалось бы, явного и очевидного.
И дело тут не в том, что именно она делала, а в том, как относилась к тому что делала. Одно дело если бы всё это было условием сделки с Воландом и, таким образом, она бы спасала любимого, нехотя подчиняясь неизбежному, но нет. Это всё она сама, и ей это нравилось. Никто не заставлял её ходить голой, она сама. И судя по всему, Маргариту нисколько не смущало, что на неё смотрят. Точнее сказать, она хотела, чтобы на неё смотрели. Её совершенно не заботил вопрос как она будет с этим жить, как будет рассказывать об этом своему любимому, и как он на это будет реагировать. Наверное, она и не планировала об этом рассказывать, по крайней мере, во всех деталях и подробностях. Рассказывать, как в том числе делала массаж колена Воланду и прижималась к нему, когда увидела Абадонну (и всё это голая). Короче фу. Ни о какой любви, после такого, я уже думать не в состоянии. Верю в то, что любовь у них конечно же есть, но столь же верно и то, что Маргарита всё испоганила. А испоганить можно всё и великую и единственную любовь то же. И в жизни, которая нас окружает, к великому сожалению, происходит точно так же.Как по мне, всё должно было произойти вот так.
Мастер встретил Маргариту. Маргарита поняла, что Мастер — это её человек. Перед тем как что-либо начинать с Мастером, подошла к супругу, объяснилась, собрала вещи и переехала к Мастеру. Думаю, за один день она вполне бы уложилась. Потом, жила бы с Мастером попутно оформляя развод с уже бывшим мужем, наслаждаясь каждой секундой, проведенной вместе.Скажете так просто не бывает. А я позволю себе не согласиться. Всё именно так просто и есть. Люди сами всё портят и усложняют. Да, решиться на такое сложно, но необходимо и правильно.
Маргарита и Мастер сами начали накручивать эту пружину ошибочных поступков и далее, с каждым разом, добавляли к ней витки.……
«И кому оно нужно, это добро,
Если всем дорога - в золу...
Так давай же, бери, старина, перо
И вот здесь распишись, в углу!
Тут черт потрогал мизинцем бровь...
И придвинул ко мне флакон...
И я спросил его: - Это- Чернила, - ответил он...».
Александр Галич, «Ещё раз о чёрте», 1969 год.3423- Первый рассказ Мастера о встрече с Маргаритой. Как я писал выше, он мне очень понравился. Ннннно, подметил деталь. Маргарита замужем. Что ж, думаю я, это бывает. Бывает, что встретил своего человека, того самого, единственного и для этого необходимо всё разрушить, и построить заново. И это правильно. Ну думаю, они так и сделают, ведь любовь взаимная, однозначная и бесповоротная. И опять ннно. Их встречи продолжаются, но ничего не меняется. Вот это, уже странно.