Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь взаймы

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним25 июля 2018 г.

    Так уж получилось, что Ремарка раньше не читала (но он постоянно был на слуху) и не особо хотела. Однако произведение Ремарка было выбрано в группе “Читаем классику вместе!”, и время для знакомства нашлось.

    Я выбрала для “чтения” аудиокнигу. У Ремарка красивый язык (хотя здесь часть успеха - заслуга русского перевода) и неспешное течение сюжета. Книга засасывает словно в густой липкий омут, и ты медленно растворяешься в истории жизни двух героев.
    Так что “Жизнь взаймы” создает правильную и невероятную атмосферу; хочется читать дальше и дальше.

    По сути “Жизнь взаймы” представляет собой бесконечное путешествие с длительными остановками. Вот санаторий в Швейцарии, а вот Париж, а вот Венеция и так далее, и так далее. Герои постоянно перемещаются с места на место, но в то же время несколько дней или недель обживаются в одном.

    В других рецензиях я нашла множество претензий к героям романа. У меня ни Клэрфе, ни Лилиан не вызвали отторжения; только жалость и какое-то чувство… отчужденности.

    Начнем с Лилиан. Все люди эгоистичны по своей натуре, а уж в болезни многие из нас становятся совсем несносны. Поэтому неудивительно, что Лилиан ведет себя так: она себялюбива, цинична, дерзка, самоуверенна и считает свое мнение истинно правильным. Многих читателей удивляет, почему она постоянно пьет, ест устриц и всех третирует. А что ей делать? Деньги у Лилиан остались от отца, на работу выходить смысла нет, заниматься каким-либо делом тоже (кажется, у нее никаких талантов нет). К тому же детство Лилиан забрала война, а юность она провела в санатории. Естественно, по приезду в Париж она отдалась во власть обычных женских радостей: шоппинга, флирта с незнакомцами и наслаждением от вкусной еды. А ее рассуждения понятны; она думала, что здоровые люди живут без проблем и в свое удовольствие, пытаясь взять от жизни всё. Но действительность оказалась прозаичной: люди работают в поте лица, регулярно отказывая себе в маленьких радостях и думая, что жить им еще долго - почти целую вечность. Она просто отказывается понимать такое “прожигание жизни”, ведь ей осталось недолго.

    Что касается Клэрфе, то с ним всё проще. Он вечный игрок со смертью, постоянно участвует в опасных гонках, потому что ему нужны деньги на хорошую жизнь. Он, как и Лилиан, в постоянном движении, но в итоге решает остановиться и заняться чем-то более спокойным - продажей машин в Тулузе. Лилиан его привлекла своей необычностью, он привлек ее одновременной похожестью и непохожестью на нее.
    Но Ремарк не оставляет надежды на счастливый финал, и думаю, что он сделал верный ход. Клэрфе в итоге поплатился за свое стремление стать лучшим.

    Ремарк создает также удивительные интересные моменты со второстепенными персонажами: с Волковым, с друзьями(и врагами)-шахматистами, со старушкой в казино и др.

    Диалоги - да, соглашусь, по большей части они нарочиты и скучны, но не вызывают ненависти, хотя и портят впечатление от книги. Честно, было бы лучше совсем без диалогов.

    Заканчивается всё так, как и должно. Нет счастливого конца; Клэрфе и Лилиант обретают вечный покой после нескольких месяцев праздной жизни.

    “Жизнь взаймы” напоминает нам о том, что жизнь скоротечна, что вечности нет, что стоит иногда отвлечься от мирской суеты и уделить время своим желаниям и потребностям, что иногда нужно не пожалеть денег и съездить в другое место, выпить, поесть устриц и купить себе платье Balenciaga. Тогда, возможно, жизнь не покажется такой скучной и однообразной.

    15
    306